Любые сделки с нефтепродуктами придется раскрывать на бирже

Любые сделки с нефтепродуктами объемом более одной железнодорожной цистерны придется раскрывать на бирже. Тогда появятся инструменты, необходимые российскому фондовому рынку, и местные инвесторы будут активнее влиять на стоимость нефтепродуктов, считает руководитель ФСФР Владимир Миловидов
А. Махонин

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) предлагает обязательную регистрацию сделок по поставке нефтепродуктов объемом более 55 т на товарной бирже. При этом сами сделки могут быть и внебиржевыми. Проект правительственного постановления опубликован на сайте ФСФР.

Замысел в том, чтобы биржа (ее еще предстоит выбрать) аккумулировала эту информацию и в обобщенном виде, например в виде индексов цен на контракты, информировала участников рынка, рассказал Миловидов. Это, по его мнению, будет способствовать появлению производных инструментов на российском фондовом рынке. В результате дополнительный импульс для развития получит сам рынок.

Именно финансовый рынок сегодня во многом определяет стоимость нефти и нефтепродуктов как раз за счет производных инструментов, напомнил Миловидов. Причем это ценообразование происходит на иностранных площадках. Тогда как Россия, будучи одним из ведущих производителей в мире, могла бы активнее формировать цену и на местном рынке именно за счет производных инструментов, резюмирует Миловидов. По его версии, необходимые индексы может рассчитывать биржа, на которой и будут раскрываться контракты.

«Сейчас большинство экспортных контрактов хеджируется по котировкам Лондонской и Нью-Йоркской бирж. Эти биржи могут прийти в Россию и, к примеру, запустить рублевый фьючерс по котировкам Platts или Argus. У нас еще есть два-три года, чтобы запустить в России собственные контракты», — отмечает координатор трейдингового проекта e-oil.ru Юрий Белоусов. Только в международной практике деривативы запускаются на основании индексов независимых агентств, отмечает директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов. «Какое доверие может быть к бирже, которая сама делает котировку, сама проводит регистрацию сделок и сама же является владельцем фьючерсного контракта? Во всем мире эти функции разнесены», — возмущается сотрудник одной из нефтяных компаний.

Шаг в правильном направлении, но необходимо его дальнейшее обсуждение, считает Илья Мороз, гендиректор «Солид — товарные рынки». Стоимость одних и тех же нефтепродуктов для разных покупателей в различных ситуациях может отличаться, а сами нефтяники могут начать опасаться дополнительного внимания со стороны налоговых органов, говорит Мороз. Правда, именно тогда разница между внебиржевыми и биржевыми сделками начнет стремиться к нулю.