Кто победит в конкурентной борьбе на банковском рынке


Так что дальнейшее масштабирование классической сети отделений неизбежно. Как оно пойдёт? Здесь также нет единого подхода. Одни банки продолжают развивать собственные сети отделений для обслуживания физических лиц и малого бизнеса. Скорее всего, будут меняться форматы. Думаю, время открытия офисов площадью в 500 и более квадратных метров безвозвратно прошло. Альтернатива этому решению - различные формы объединения с нефинансовой розницей. Мы уже видим, как начинает работать с банками Почта России, как создают свои банки сотовые ритейлеры и сети электроники. Пока ещё рано подводить какие-либо итоги, прошло слишком мало времени, но воздух словно наэлектризован - конкуренция на финансовом рынке ощутима физически!

Автор - член правления, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка.

В последнее время всё больше говорится о том, что кризис миновал и финансовый сектор находится в поиске новых путей развития. В развитии посткризисной банковской розницы, в частности, я бы выделил три ключевые тенденции. Во-первых, после серии в значительной степени вынужденных сделок в острый период кризиса осенью 2008 - весной 2009 гг. банки, несмотря на более скромные мультипликаторы, основательно поумерили свои аппетиты на рынке слияний и поглощений и активно декларируют приоритет органического роста. Во-вторых, банки сейчас менее охотно идут на масштабирование сети продаж, участились переезды на точки меньшего формата, но более удачно расположенные. И наконец, финансовые институты в настоящее время предпочитают ипотеке и автокредитованию небольшие и короткие кредиты наличными, по сути отдав ипотечное направление на откуп госбанкам и АИЖК.

Мы видим, как идёт выбор стратегии дальнейшего развития финансового сектора. С одной стороны, крайне привлекательно выглядят электронные каналы клиентского обслуживания на основе полноценной интернет-банковской платформы и многофункциональной пластиковой карты. Как же, по итогам первого полугодия 2010 г. уровень проникновения интернета уже достиг в России 28%, причём аналитики прогнозируют рост этого показателя до 60-70% в течение ближайших 2-3 лет! С другой стороны, международный опыт подтверждает, что несмотря на развитие электронных каналов, полного перехода на них не происходит даже в странах, где интернет-банк для физических лиц давно перестал быть новинкой. Согласно исследованию сomScore Data Mine, проведённому в августе 2010 г., уровень проникновения услуг банковского обслуживания через интернет в странах Европы не превышает 60% (в Нидерландах), а в США и в Австралии, странах, замыкающих десятку наиболее "продвинутых" в этом отношении держав, данный показатель и вовсе составляет 45% и 44%, соответственно. Клиентам важно человеческое общение, особенно в периоды экономической нестабильности.

А выиграют в конкурентной борьбе вовсе не те банки, кто сумеет придумать небывалый инновационный продукт, а, в первую очередь, те, кто сумеет обеспечить наилучшее удержание клиентской базы посредством эффективных и качественных перекрёстных продаж и сделает это с минимальными затратами на фоне постепенного снижения доходности банковского бизнеса.