Приватизация: в пользу государственных компаний


Ядро этого плана – 10 крупнейших активов, включая три банка (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк) и семь компаний: одна нефтяная («Роснефть»), две транспортные («Совкомфлот», РЖД), две энергетические (ФГК, «Русгидро») и две связанные с сельскохозяйственным сектором (Объединенная зерновая компания и «Росагролизинг»). Из этого списка пять компаний уже торгуются на фондовом рынке (Сбербанк, ВТБ, «Роснефть», ФГК и «Русгидро»), а остальные на 100% принадлежат государству и листинга не имеют. Исходя из текущей рыночной цены публичных компаний из списка, от продажи долей в компаниях со 100%-ным государственным участием планируется выручить 0,7 трлн руб. из общей суммы 1,8 трлн руб.

Автор - главный экономист Альфа-банка.

Объявленный российским правительством план приватизации охватывает свыше 850 компаний и должен принести 1,8 трлн руб. На первый взгляд это может показаться второй волной приватизации после 90-х гг. Но на этот раз приватизация не будет иметь такого же значения для бюджета, и, даже учитывая позитивный эффект от повышения ликвидности фондового рынка, не следует ожидать значительного снижения роли государства в экономике.

Из общей суммы поступлений 1 трлн руб. пойдет на покрытие бюджета 2011-2013 гг. Однако это не сможет сильно снизить потребность России в наращивании госдолга. Поступления от приватизации покроют всего 15% бюджетного дефицита за три года, а остальные 85% будут финансироваться за счет заимствований. Это означает, что в следующие три года России придется привлечь на долговом рынке около 5,8 трлн руб. ($190 млрд). В результате госдолг вырастет с текущих 7% ВВП до 16% ВВП в 2013 г. Высокая доля квазисуверенного долга в структуре корпоративного внешнего долга позволяет предполагать, что для Министерства финансов будет предпочтительнее занимать на внутреннем рынке.

Приватизация обычно предполагает большую вовлеченность частных акционеров в процесс принятия решений, однако план на 2011-2015 гг. предусматривает лишь увеличение доли акций в свободном обращении, но оставляет контрольный пакет за государством. Ожидается, что на 100% будет приватизирована только Объединенная зерновая компания; в девяти остальных доля государства в капитале останется выше 50%, а в ФСК, Россельхозбанке и РЖД – 75%. Намерение оставить в руках государства столь высокую долю акционерного капитала вызывает удивление, особенно если учесть, что роль государства в российской экономике и так велика. Государство напрямую контролирует около 50% ВВП (что значительно выше мирового уровня в 30%), в том числе свыше 50% банковских активов и около 40% суммарных инвестиций в основной капитал. Таким образом, создается впечатление, что вместо того, чтобы использовать приватизацию для улучшения инвестиционного климата в стране и обеспечить приток прямых иностранных инвестиций, государство пытается сохранить статус-кво.

Причина такого решения, на наш взгляд, заключается в том, что утрата статуса государственной компании значительно увеличит стоимость долга. Совокупный размер внешнего долга «Роснефти», Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка, РЖД и «Совкомфлота» составляет $40 млрд, что соответствует 10% совокупного корпоративного внешнего долга России. Продажа государством контрольного пакета может увеличить стоимость обслуживания долга для этих компаний на 30%, что в условиях экономической и финансовой нестабильности оказало бы серьезное давление на их рентабельность. Таким образом, на данный момент сохранение доступа госкомпаний к дешевому иностранному финансированию представляется более важной задачей, чем более отдаленная цель повышения конкуренции в экономике.

Одним из основных результатов приватизации станет рост ликвидности российского фондового рынка. Продажа государственных пакетов должна увеличить free float публичных компаний на $35 млрд, или на 20% общего free float РТС. Больше всех от такого увеличения должны выиграть Сбербанк и «Роснефть».

Поскольку график приватизации оставляет некоторую свободу для маневра, мы считаем, что фактические сроки в большой степени будут зависеть от заинтересованности в приватизации руководства самих компаний. Сбербанк, по всей вероятности, заинтересован в ускорении процесса приватизации, поскольку это поможет ему реализовать объявленную программу депозитарных расписок.

План приватизации на ближайшие пять лет не преследует цели снижения роли государства в экономике. Он призван обеспечить выход на финансовые рынки крупных государственных компаний, которые предпочитают увеличивать free float без повышения стоимости заемного капитала. Поскольку доходы от приватизации для бюджета крайне невелики, окончательные параметры будут зависеть от позиции руководства самих компаний относительно продажи акций портфельным инвесторам. Эта приватизация не будет способствовать росту прямых иностранных инвестиций, т. е. структура притока капитала в Россию останется без изменений.