WSJ: как создание биржевого торгового фонда утроило цены на золото


Идея, позволившая частным лицам инвестировать в золото и поднявшая цену на этот металл до рекордных отметок, на самом деле родилась как жест отчаяния со стороны малоизвестной трейдинговой группы.

World Gold Council (Всемирный золотой совет), созданный для того чтобы содействовать распространению золота среди инвесторов, боролся за выживание. Его члены – глобальные золотодобывающие компании – были раздражены неспособностью совета найти покупателей для золота в период, когда цены на него стагнировали второе десятилетие подряд. В итоге восемь лет назад компании задумались о том, чтобы прекратить финансирование трейдинговой группы, вследствие чего она, естественно, просто распалась бы. Крис Томсон, директор совета, предположил, что группе необходимо расширить пул покупателей, в частности за счет США. Идея вывести золото на биржу витала в воздухе в течение многих лет, но разные препятствия мешали ей найти воплощение в США.

В итоге успех начинания совета превзошел все ожидания. Созданный им биржевой торговый фонд SPDR Gold Shares (GLD), запущенный в ноябре 2004 г., на сегодня превратился в финансового «бегемота» стоимостью $56,7 млрд. По данным исследовательской Lipper Inc., GLD является самым быстрорастущим инвестиционным фондом в мире. При этом он самый активный игрок на рынке золота. Его существование помогло драгметаллу утроить свою стоимость за последние несколько лет и достичь самой высокой отметки за всю историю.

На сегодня GLD владеет объемом золота, равным шести месяцам мирового производства. Количество инвесторов в фонд достигает 1 млн человек. Среди них не только частные инвесторы, но институты вроде Northern Trust и хедж-фонды вроде Paulson & Co. Причина успеха кроется в правильном выборе момента. Фонд появился как раз тогда, когда страхи перед ростом инфляции и попытки найти тихую гавань вынудили инвесторов обратиться к золоту. С тех пор цены выросли с $444,80 до $1409,80 в начале ноября этого года.

Создание GLD было лишь одним из факторов, поддержавших этот рост. Другие включают в себя ослабление доллара и сложности с золотодобычей. Драгметалл поднялся в цене также благодаря опасениям перед возможной экономической стагнацией и уверенности, что финансовая помощь государств спровоцирует новый виток инфляции. Тем не менее критики утверждают, что само существование GLD усиливает эти тренды. Купить акции фонда проще, чем вкладываться в фьючерсы на золото или приобретать золотые монеты. При этом фонд скупил почти 1300 т золота, что серьезно сказалось на перераспределении спроса и предложения на рынке. По подсчетам Филиппа Клапвяйка из GFMS, вкладывающие в золото биржевые торговые фонды добавили к сегодняшней цене на драгметаллы от $100 до $150 за унцию. Другими словами, биржевые торговые фонды увеличили стоимость золота, которое будет произведено в этом году, на $9 млрд.

По мнению скептиков, GLD представляет серьезную опасность. Он может стать своеобразным Годзиллой на рынке драгметаллов. Его объемы покупки настолько завысили цены на золото, что, если фонд начнет продавать, они рухнут очень глубоко. «Мы советуем нашим клиентам опасаться, потому что это реальный риск», - говорит Джеффри Кристиан, основатель CPM Group, которая занимается консультационной деятельностью среди крупнейших инвесторов мира.