Финансовому мегарегулятору целесообразно придать независимый статус


Вопрос о возможности и необходимости создания единого мегарегулятора финансового рынка кажется мне сложным и неоднозначным. Главное, чтобы при принятии решения не получилось как у Довлатова про Бродского: «Если Евтушенко против колхозов, тогда я - за».

Если же говорить серьезно, то, прежде всего, нужно договориться, о чем идет речь. А речь может идти о следующих вещах:

- объединять ли регулирование и надзор за всеми финансовыми институтами (кроме банков) в единое ведомство;

- если это делать, то должно ли новое ведомство сохранить независимый статус (как ЦБ или ФСФР сегодня) в правительстве России или оно должно перейти под управление Министерства финансов (как страховое регулирование и надзор сегодня);

- если все это делать, то когда;

- а что делать с банками.

Отвечая на первый вопрос, в долгосрочной перспективе я вижу в объединение больше плюсов, чем минусов. Это и эффект масштаба (1+1=3), который может позволить, сохранив то же количество кадровых ресурсов, работать более эффективно, избегая межведомственных конфликтов и согласований. Это и ликвидация очевидных противоречий, а также унификация подходов и методов к решению вопросов, относящихся по сути к взаимосвязанным и, зачастую, пересекающимся бизнесам. Ведь существует много общего между, например, паевыми фондами и инвестиционным страхованием жизни, между пенсионным страхованием и пенсионным обеспечением. При этом, и те, и другие, и третьи пользуются услугами управляющих компаний. Непонятно, почему одни типы финансовых организаций участвуют в пенсионной реформе, а другие из нее выключены. Почему одни услуги имеют налоговые льготы, в то время как другие, аналогичные по сути, их лишены.

Второй вопрос более сложный, и ответ на него, помимо вопросов регулирования, должен затрагивать такую важнейшую задачу, как дальнейшее развитие финансовой индустрии в целом. У большинства отраслей нашей экономики (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, туризма и т. д.) есть свои профильные министерства, занимающиеся развитием отрасли. Насколько это важно и эффективно, мы можем убедиться на примере программы утилизации автомобилей, разработанной Минпромторгом. Подчинение нового мегарегулятора Министерству финансов будет означать, что последнее должно будет взять на себя и вопросы развития отрасли. При этом главной задачей Минфина, который, по сути представляет собой, прежде всего, «бухгалтерию» нашего правительства, были и остаются подготовка бюджета страны и контроль за его исполнением. А вопросы развития всегда связаны с льготами и инвестициями, которые, так или иначе, увеличивают расходную часть бюджета. Я нисколько не хочу обидеть уважаемое ведомство, но требовать от Минфина прорывов в развитии индустрии финансовых услуг также неправильно, как и ожидать от бухгалтерии страховой компании эффективных мер по развитию продаж полисов. С этой точки зрения, более целесообразно придать независимый статус новому мегарегулятору, если он будет создан, по аналогии со статусами ФСФР и ЦБ в сегодняшней структуре правительства РФ.

Если же все-таки объединение произойдет под эгидой Министерства финансов, то необходимо, помимо самих участников рынка, наличие другого «источника инициатив развития» в правительстве. На мой взгляд, эти функции, как и много лет назад, могло бы на себя взять Министерство экономического развития. Ведь задачу диверсификации российской экономики, поставленную президентом, еще никто не отменял.

Что касается сроков возможного объединения, то я готов согласиться с теми, кто призывает не спешить. Нужно сначала завершить работу по расчистке поля от «трупов» недавнего кризиса, прежде чем отвлечь и без того небольшие ресурсы надзорных органов на проблемы реструктуризации. Как говорил классик, «…прежде чем объединяться, нужно решительно и бесповоротно размежеваться».

Последний вопрос, касающийся банков, является еще более серьезным, и с политической, и с технической точек зрения. Не имея достаточных знаний в банковской сфере, я с удовольствием оставлю его своим коллегам по колонке.

Автор - президент страховой компании \"Алико\".