Розничное автострахование: выигравших нет?


В России, равно как и в остальных странах Восточной Европы, в последние два года снизился уровень удовлетворенности клиентов страховщиками. Индекс NPS (net promoter score – популярный индикатор удовлетворенности клиентов) показывает довольно удручающую картину. Одна из наиболее критических ситуаций сложилась в моторных видах страхования. Клиенты разочаровались как в универсальных, так и в специализированных компаниях независимо от того, местные они игроки или дочерние структуры международных холдингов.

 

В чем же причина подобного охлаждения? Если исходить из того, что положительное  восприятие страховщика у клиента в первую очередь формируют два фактора, имидж компании и уровень сервиса, не лишним будет разобраться в том, какие изменения за этот период они претерпели.

 

Не секрет, что знакомство значительной части розничных клиентов со страховой компанией ограничивается покупкой полиса, в основном по автострахованию, и общим впечатлением от бренда компании. А образ бренда в основном формируется за счет рекламы. Согласно исследованиям TNS Gallup Media, вложения в рекламу в страховании в 2008 г. составили $98,7 млн, а в 2009 г. упали более чем в два раза до $47,3 млн, в 2010 г. – еще на 20%. Сворачивание рекламных бюджетов привело к снижению позитивного восприятия не отдельных игроков, а страховой отрасли в целом. Очевидно, что уменьшение объема вложений отдельных компаний в формирование позитивного  восприятия своих услуг понижает уровень позитива в отношении потребителя к страхованию как таковому.

 

Второй фактор – уровень сервиса. Оценить его в полной мере клиент способен при наступлении страхового случая и урегулировании убытков. Только в этой ситуации он реально может проверить, насколько быстро и без особых проблем будет выплачено страховое возмещение, не ошибся ли он при выборе страховщика. Однако в автостраховании здесь возникает третья и даже четвертая стороны – дилеры и станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). Клиенты, сталкивающиеся с урегулированием страховых событий, становятся невольными свидетелями и иногда даже жертвами «боев без правил» между ними за пересыхающие денежные потоки.

Страховщики внимательно подходят к экспертизе и выставляемым счетам, согласовывая цену ремонта, и клиенту начинает казаться, что страховщик не на его стороне. Клиент общается со СТОА и воспринимает ситуацию с позиции ремонтных мастерских, так как именно их представители объясняют ему причины задержек ремонта и отказа в устранении реальных или возможных неполадок. Как известно, отсутствующий всегда не прав, поэтому весь гнев клиента обращается на страховщика. Ситуация начинает развиваться по замкнутому кругу: конкретный дилер не может договориться с конкретным страховщиком, страховщик со СТОА, а в результате страдает клиент. Как только «бои» закончатся и начнется взаимовыгодное сотрудничество, и клиенты, и страховщики, и СТОА, и дилеры выиграют от реализации столь редкой для нашей страны «win-win» стратегии. 

 

Однако ситуация, к счастью, не тупиковая. Хотя бы в силу того, что все участники процесса – страховщики, клиенты, автодилеры и СТОА – необходимы друг другу. Очевидно, что каждый участник нуждается в надежном партнере. Это стремление выражается в ежедневном улучшении качества работы с оглядкой на все звенья цепочки, что и будет способствовать развитию партнерских, долгосрочных отношений. И решение вопроса зависит от каждой из сторон, от осознания необходимости играть вдолгую, потому что только такой сценарий удобен и выгоден для всех.

Автор - заместитель гендиректора СК \"Альянс\".