Через два года после кризиса на финансовом рынке сложилась комфортная ситуация


Чем дальше мы отходим от кризисных явлений конца 2008 – начала 2009 гг., тем комфортнее складывается ситуация на финансовом рынке. Списана большая часть потерь, покрыты убытки и сформированы резервы. На российском денежном рынке, который по своей сути всегда оставался краткосрочным, достаточно средств, составляющих основу ликвидности и стабильности операций компаний и предприятий финансового сектора. Стоимость заимствования этих средств низкая. Банковская система демонстрирует признаки стабильности и платежеспособности, с поправкой на незаконченность процессов, связанных с реструктуризацией активов плохого качества, большую часть которых составляют просроченные и пролонгированные кредиты, выданные до 2009 г.

Фондовый рынок также демонстрирует относительную стабильность, которая подтверждается значениями биржевых индексов и высокой деловой активностью профессиональных участников. Индексы достигли достаточно комфортного уровня в 1500 - 1600 пунктов и превысили их. Ликвидные бумаги пользуются спросом у так называемых инвесторов, которые, по сути, являются спекулянтами. Инвестиционные настроения сейчас не очень популярны в силу разных причин. Основная заключается в том, что локомотивами рынка в России преимущественно выступали западные фонды и инвестиционные банки. Российские участники скорее играли роль второй скрипки. Российские клиенты рассматривали инвестиционный горизонт как правило не более одного года, после чего фиксировали прибыль или убыток и вкладывались в новые инструменты или инвестировали в инструменты денежного рынка.

Такая ситуация сохраняется и сейчас с разницей в том, что иностранцы значительно сократили инвестиционные вложения. Это было обусловлено, в частности, общей политикой кризисного периода, когда закрываются лимиты на развивающиеся рынки в силу высокого риска потенциальных потерь.

Сейчас можно констатировать, что инвестиционные лимиты на Россию не восстановлены. Что же касается иностранных спекулянтов, то они тоже опасаются все еще существенного, по их мнению, колебания котировок российских эмитентов. Вернее, теоретический интерес есть, но он пока далек до практической реализации.

Значительное падение рынка акций в кризис привело к оттоку клиентов и, как следствие, - к сокращению деловой активности. Сократилось количество новых и потенциальных эмитентов. Те, кто планировал первичные размещения, вынуждены были их отложить. В свое время Центральный банк активно подталкивал российские банки к публичному размещению акций для повышения капитализации. Рецепт очень верный. Но он действует только в периоды растущего рынка. Вероятно, если бы это произошло в массовом порядке, в период кризиса банковская система значительно обеднела бы капиталом, что увеличило бы риск системного кризиса на порядок. Этого не произошло.

Облигации сегодня востребованы большей частью рынка. Кризис оказался хорошим чистилищем для инструментов с фиксированной доходностью. Так называемые мусорные облигации, которыми в докризисный период набивались инвестиционные портфели в силу их высокой доходности, как по мановению волшебной палочки превратились - нет, совсем не в тыкву, а в то, чем они и являлись, – в мусор. Однако рынок облигаций во многом оказался ликвиден, в том числе благодаря своевременно сформированному ломбардному списку Центрального банка, попасть в который мечтает сегодня каждый эмитент. Так ЦБ фактически гарантировал списочную ликвидность участникам рынка, чем существенно его поддержал.

В отличие от рынка акций рынок облигаций представлен достаточно широко и в отраслевом, и в списочном составе участников. Спрос на бонды существует сегодня среди всех участников российского рынка. Интересен он и сторонним инвесторам. Спрос определяется фиксированной доходностью, понятным и определяемым уровнем риска, наличием вторичного рынка ликвидности и возможностью использования облигаций в качестве залога для привлечения краткосрочных денежных средств.

Неплохо показали себя еврооблигации, которые по итогам 2009 г. принесли инвесторам до 40% дохода на вложенные средства с годовым горизонтом инвестирования. Нынешний год выдался более спокойным, доходность в 20% уже является хорошим показателем, особенно на фоне банковских депозитов.

Автор - гендиректор Национального рейтингового агентства.