Итоги года для российской экономики

Резко ухудшающаяся демография не дает других шансов расти, кроме как за счет роста производительности труда и изменения структуры экономики в сторону более капиталоемких секторов, а также секторов, основанных на знании. Но любые значительные перемены могут пошатнуть социальную стабильность. Поэтому модернизация - пока, в большей степени лозунг, чем реальность. Хотя, многие мои знакомые предприниматели и венчурные банкиры (реальные, таких мало, но есть) весьма положительно относятся к тем законодательным инициативам, которые рождаются вокруг создания "Сколково".

В России постепенно осознают, что возврата к предкризисной модели роста не будет

Вот уже и цены на нефть под $90, а бюджет все не сбалансирован, сальдо баланса текущих операций критически низкое, приток капитала если и начался в последние недели декабря, то далек от докризисных темпов, динамика банковского кредитования несравнима с уровнями 2006-2008 гг., наконец, темпы экономического роста вдвое ниже тех, к которым мы привыкли до печально известных событий. При этом инфляция опять быстро растет. Безработица на удивление низка, но сравнительно быстрый рост номинальных заработных плат (11,5% год к году в ноябре) в значительной степени съела инфляция. Инвестиции растут, но как-то неубедительно. Строительство в ноябре вновь упало. Цены на жилье поднялись, но затем снова застыли.

Докризисная модель, начиная, приблизительно, с 2005-2006 гг., была моделью потребительского и кредитного бума на фоне высоких цен на нефть. На этой основе росли инвестиции, преимущественно ориентированные на внутренний спрос. Могли выживать неконкурентоспособные предприятия. Теперь во многих неконкурентоспособных экономических сегментах идет делевериджинг. Мировые финансовые рынки открыты лишь для нескольких крупных российских банков.  А потребительский спрос буксует, так как его наращивание сразу упирается в ограничения по балансу текущих операций.

Модернизация и инновационная экосистема – единственно возможный выход из ситуации… но как им воспользоваться?

Если права не защищены, толпа начинает защищать их сама

Это, пожалуй, самый шокирующий результат 2010 г. Неверие в возможность справедливого расследования вывело на улицы тысячи фанатов Спартака. Эта, по сути, мирная демонстрация, закончилась уже не совсем мирным выступлением на Манежной площади и прочими печальными событиями. «Россия для русских» - это, в общем-то, миф: сын основателя Москвы, и, как считают некоторые историки, настоящий основатель Москвы Андрей Боголюбский был наполовину половцем, т.е. скорее азиатом, чем славянином. Москва как большой мегаполис не может не быть многонациональной – опыт других мегаполисов именно такой. И если упустить ситуацию, то могут начаться беспорядки в районах, заселенных людьми нетитульной национальности – так это было в Париже несколько лет назад. А в Москве беспорядки случились в самом центре города, между Кремлем и мэрией. Причем, по слухам, громче всех «Россия для русских» кричал человек с армянским имением и фамилией.

В последние годы национальной политики, политики интеграции (ассимиляции?) разных национальностей в России не было. Были споры, нужна ли нам миграция, сводившиеся к чисто экономическим, подчас узко фискальным аргументам. Национальная и даже националистическая карта часто разыгрывалась в политических играх. Результат на лицо. Проблема Манежной двояка – неверие людей в то, что государство защитит их права, и националистические настроения. Обе проблемы проще обозначить, чем решить. Но решать надо. Иначе сложно ожидать реальной модернизации.