Чего ждать от мировой экономики и рынков в 2011 г.?


Развитие мировой экономики в 2011г., согласно ожиданиям большинства экономистов (представляющих в основном финансовый сектор США и стран ЕС) скорее всего можно будет характеризовать, как «умеренный рост». Рост мирового ВВП может замедлиться с 3,5% в 2010 г. до 2,5% в 2011г. в первую очередь, из-за исчерпания эффекта «послекризисного восстановления».

Наибольшие темпы роста среди крупных стран можно ожидать в КНР и Индии – от 8,5 до 9%. Высокий рост (выше 4%) можно ожидать также в Корее, в крупных экономиках Юго-Восточной Азии (Малайзия, Вьетнам) и Латинской Америки (Аргентина, Чили). Страны с большим населением, строящие своё благополучие на экспорте углеводородов, будут отставать от других развивающихся рынков.

Хуже всего будет развиваться экономика входящих в ЕС стран Южной Европы: рост там, по прогнозу Economist Intelligence Unit, составит от минус 3,6% в Греции до +0,5% в Испании. Японский ВВП может вырасти не более, чем на 1%, если правительство не предпримет усилий для девальвации иены и стимулирования экспорта.

ВВП США, по консервативным прогнозам вырастет примерно на 1,4-1,5%, по консенсус-прогнозу аналитиков – на 2,6% (данные Bloomberg). Однако мнение многих экономистов по перспективам американской экономики состоит в том, что в преддверии президентских выборов администрация Обамы может пойти на более активные и рискованные меры по стимулированию спроса и инвестиций, в первую очередь, чтобы добиться существенного увеличения занятости. Если это получится, выиграет в первую очередь фондовый рынок, вырастут также цены на большинство видов сырья, особенно – продовольствие и цветные металлы.

Главные сюрпризы, которые способна преподнести мировая экономика в 2011 г., могут быть связаны с изменениями в политике властей США, КНР и основных стран ЕС. Неожиданные изменения в денежной и налоговой политике, влияние центробанков на валютные курсы или усиление протекционизма могут отразиться на финансовых рынках и сломать растущие тренды. Что может произойти и какова вероятность этого?

«Печатный станок» ФРС и «Единая неплатежеспособная Европа»: кто кандидат на реструктуризацию долга?

1. Теоретически, ФРС может начать поднимать ставки во II или III квартале 2011 г., если правительству не удастся обеспечить рост ВВП и при этом нечем будет финансировать бюджетный дефицит. Рост доходности 10-летних казначейских обязательств с нынешних 3,3% до уровня около 5% был бы очень тяжелым ударом для рынка акций и сырья, обрушил бы облигации большинства европейских эмитентов. Насколько вероятен такой сюрприз?

Есть основания считать, что изменение политики ФРС крайне маловероятно, т.к. сегодняшнее руководство считает, что без сохранения низких ставок в течение года нельзя будет запустить рост кредитования бизнеса. В ближайшие полгода перемен не будет ещё и потому, что правительство хочет дождаться эффекта от продления бушевской программы снижения подоходных налогов (закон вступит в силу в 2011 г.). Это может оживить потребительский спрос, и увеличивать стоимость денег в таких условиях нет смысла. Кроме того, ФРС, видимо, запустит в середине года новую масштабную программу выкупа долговых обязательств (на этот раз – в основном, ипотечных и муниципальных), для чего также лучше сохранять ставки на текущем уровне.

Таким образом, мы не ждём от ФРС начала повышения ставок ранее I квартала 2012 г. Можно также рассчитывать, что доходность для 10-летних казначейских обязательств США будет повышаться плавно – с 3,3-3,4% до 4,3-4,5% в течение всего 2011 г.

2. Существуют опасения, что рейтинг суверенного долга США может быть снижен в 2011 г. Это обвалило бы рынок американских облигаций и сильно ослабило бы доллар. Возможно ли это?

Маловероятно, что в условиях столь тяжёлой ситуации на долговом рынке ЕС рейтинговые агентства найдут не только смелость, но и повод усомниться в наивысшем долговом рейтинге США или поставить его на пересмотр. В первую очередь, ФРС может вновь продемонстрировать готовность активнее выкупать собственные обязательства. Казначейства «богатых» стран также будут покупать американский суверенный долг, чтобы предотвратить рост курсов своих валют к доллару. На фоне спада в ЕС и стагнации в Японии, казначейские облигации США останутся в 2011 г. главным «убежищем капитала» среди высоколиквидных бумаг и оснований для снижения доверия к ним никто официально не продемонстрирует. Возможно, в США будут пересмотрены рейтинги некоторых неплатежеспособных штатов. При этом, в перспективе 2–3 лет необходимо иметь ввиду, что именно в сегменте муниципального долга заложена основная «кредитная бомба» для США, последствия от взрыва которой будут сопоставимы с европейским кризисом лета 2010 г.

3. Суверенный дефолт одной из стран ЕС стал бы самым неприятным сюрпризом для всех финансовых рынков, особенно – для развивающихся. Возможность реструктуризации долга для Греции и Ирландии существует. Наиболее развитые и богатые страны, в первую очередь Германия, Австрия, Нидерланды уже не могут и не хотят «кормить» безнадежных должников. Однако, выбирая между собственными налогоплательщиками и избирателями, с одной стороны, и собственным банками – с другой, Германия, например, всё равно выберет последних. Кредиты нужно реструктурировать потому, что любой прецедент неплатежа по суверенному долгу в еврозоне повлечёт ещё более тяжелые последствия, когда на месте греков или португальцев окажутся самые крупные должники – испанцы и французы. Кроме того, в случае повышения риска дефолта помощь будет оказана также со стороны МВФ. Возможны также крупные покупки суверенных бондов стран ЕС китайским правительством, которое в результате может получить преференции в торговле и поддержит курс евро, крупнейшими резервами которого обладает КНР.

КНР: приземляться ещё рано?

4. Падение темпов роста в китайской экономике могло бы стать наиболее серьёзным негативным сюрпризом для рынков сырья во всём мире. Для КНР рост ВВП на 5% в год фактически означает отсутствие роста (с учётом роста городского населения и избыточной рабочей силы, увеличения числа граждан пенсионного возраста, роста цен и стоимости жизни). Поэтому рост ВВП этой страны даже на 7% в 2011 г. будет означать такое разочарование для торговых партнёров КНР и инвесторов во всём мире, что, вопреки ожиданиям, развивающиеся рынки проиграют рынку развитых стран.

Однако пока можно рассчитывать, что правительство КНР сохранит в 2011 г. контроль над рынками, пользуясь инструментами регулирования банковских резервов, процентных ставок и цен на энергоносители. Пузырь в банковском секторе и на рынке недвижимости не лопнет до тех пор, пока положительные платёжный и торговый балансы Китая не сократятся до опасного уровня, а инвестиционные программы правительства могут финансироваться в прежних объёмах за счёт валютных резервов.

Финансовые рынки: спекулянты снова выигрывают

5. Рост экономики и надежды на повышение ставок в 2011 г. могут привести к началу продаж резервов золота во втором полугодии. Упадет ли цена золота ниже $1000?

Маловероятно, что инвесторы – от суверенных фондов до крупных спекулянтов - начнут фиксировать прибыли и перекладываться из золота в акции или сырьё. Они будут ждать серьёзных сигналов от центробанков (например, возможны продажи золота странами с растущим дефицитом бюджета). Но такие сигналы не придут раньше, чем случится что-то из указанных выше сюрпризов.

6. Акции (фондовые индексы) будут опережать другие классы активов по темпам роста. Индекс S&P 500 может вырасти на 8-10% за следующие 12 месяцев (до 1350-1370 пунктов), а если рост ВВП составит 2,5% и более, то ещё выше – до 1400. Глобальный индекс развивающихся рынков в этом случае вырастет на 15% и более (в России – на 20-22% ввиду текущей недооцененности и «недоинвестированности» нашего рынка). Основные отраслевые и страновые приоритеты – американские акции (финансы, технологи, энергетика, фармацевтика) и развивающиеся рынки (сырьё и ритейл), за исключением китайского.

7. Ждать ли сюрприза на рынке энергоносителей, например, удорожания нефти до $120-130?

Нефть вряд ли подешевеет в 2011 г. ввиду избытка ликвидности на финансовых рынках, но сохранение низких процентных ставок и надежды на сохранение спроса в КНР может поддерживать диапазон цен $85–95 (для WTI). Выше нефти не дадут вырасти антиинфляционные меры китайского и ряда других правительств, а также оппортунизм членов ОПЕК, которые уже значительно превышают собственные квоты на добычу и экспорт нефти.

Автор - управляющий директор Arbat Capital.