Из-за новых правил 2010 г. может стать последним успешным годом для лизингового рынка


Лизинговый рынок в России быстро восстанавливается после кризиса. Растет инвестиционный спрос, банки снова стали кредитовать лизинговые сделки, да и сами лизингодатели начали активную (если не сказать – агрессивную) политику продаж. Есть такой индикатор, показывающий текущее состояние лизинга, - объем новых сделок. Он демонстрирует не обслуживаемый портфель, который мог быть набран еще до кризиса, а сделки, заключенные непосредственно в текущем году, причем те, по которым либо началось финансирование (покупка оборудования), либо оплачен аванс.

Так вот, объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 г. вырос в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Портфель тоже немного увеличился – на 7%, но безусловно, именно первая цифра впечатляет. Это как раз и есть признак разморозки рынка, а также задел на будущее. Эти сделки будут генерировать денежные потоки лизингодателей еще на несколько лет. Перспективы по году также оптимистичны – руководители лизинговых компаний и эксперты нашего агентства сходятся в оценках прироста нового бизнеса на 75-85%. Что примечательно, это в семь раз превысит консенсус-прогноз участников рынка, сделанный в конце 2009 г. (тогда все ожидали лишь 10-15%).

Да кризиса, с 2000 по 2008 гг., рынок лизинга в России настолько успешно рос, что его ставили в пример другим странам. Даже в быстрорастущем Китае лизинговый рынок был в 2007-2008 гг. более чем на 10% меньше российского. Из Поднебесной в Россию даже специально приезжала делегация изучать удачный отечественный опыт. Какой еще сегмент финансового рынка в России мог похвастаться подобным успехом? Лизинг фактически заменил банковское кредитование для целого ряда отраслей, стал важнейшим инструментом инвестиций, модернизации, обновления производственных фондов. Без широкого применения лизинга целый ряд отраслей – от транспорта до энергетики и машиностроения, а также огромная часть среднего и малого бизнеса были бы в плачевном состоянии, если бы вообще существовали до сих пор. Именно лизинг в России – яркий пример успешного развития финансового сектора, когда, с одной стороны, ему не очень сильно мешают, а, с другой, – есть стимулы к росту и расширению сфер применения.

Однако, к сожалению, success story российского лизинга сначала споткнулась о кризис, а затем о госполитику. В 2009 г. произошло существенное сокращение рынка, объем новых сделок снизился до уровня 2005-2006 гг. И если проблемы с финансированием и спросом во время кризиса – явление временное, то новое правовое поле, похоже, может подкосить один из самых успешных российских финансовых сегментов основательно.

С 2009 года, в разгар кризиса, была отменена возможность применения ускоренной амортизации для оборудования 1-3 амортизационных групп. Эти группы включают имущество со сроком полезного использования до 5 лет, в частности, легковые автомобили с объемом двигателя до 3,5 литров, лабораторное оборудование для сельского хозяйства, машины для заготовки кормов, различные конвейеры, автобусы длиной до 7,5 метров, специальные автомобили и навесное оборудование к машинам для уборки городов, лесопромышленные тракторы и многое другое. В 2010 г. Минфином предложено и вовсе отменить возможность ускоренной амортизации при лизинге.

Зачем это делается? Причина – краткосрочна и очень прозаична. Минфин РФ – это, на самом деле, не министерство финансов (как следовало бы из названия), а казначейство. Главная задача его – вовсе не развитие финансового рынка, не создание и выращивание эффективных инвестиционных, кредитных, страховых (и так далее) инструментов, а сбор налогов.

Больше налогов, причем желательно побыстрее. Лизинг – разменная монета, причем лишь одна из многих в этом процессе.

Только вот, боюсь, государство проиграет гораздо больше от удушения лизинга, чем получит в виде налогов в 2011 г.

Автор - заместитель гендиректора рейтингового агентства \"Эксперт РА\".