Рынки отошли от максимумов

Мировые рынки сегодня падают на опасениях, что Китаю придется ужесточать денежную политику и охлаждать экономику.

В конце января — начале февраля на российском рынке возможна коррекция, полагает начальник аналитического отдела БКС Максим Шеин. «Во-первых, прибыли компаний этого года уже заложены в индекс, то есть, на данный момент, расти ему некуда. Во-вторых, уже сейчас заметно, что мало кто торгует с плечом, все опасаются, что рынок просядет», - говорит он. В ближайшие дни возможно усиление волатильности на рынках. Индекс волатильности VIX, или, как его еще называют, «фактор страха», упал до 15 пунктов. С конца 2007 г. это значение служило очень сильным уровнем поддержки, последний раз — в апреле 2010 г., когда мировые рынки резко упали после быстрого двухмесячного роста.

Вероятность ужесточения денежной политики Китаем вкупе с рядом других факторов (разочаровывающие результаты Goldman Sachs, прибыль которого в IV квартале сократилась на 53%, а по итогам всего 2010 г. - на 38%, а также достижение многими фондовыми и сырьевыми рынками новых посткризисных, а то и исторических максимумов) спровоцировали сегодня падение котировок. Shanghai Composite потерял 2,9%, общемировой фондовый индекс FTSE All-World – более чем на 0,5%, британский FTSE 100 — на 1,4%. Некоторые рынки, демонстировавшие особенно быстрый рост в последнее время, просели еще больше. Российские ММВБ и РТС к 15.00 МСК потеряли около 1,6%; цена меди, обновившая в среду исторический максимум ($9700 за тонну), теряет 1,3% (трехмесячные фьючерсы в Лондоне).

Экономика Китая в прошлом году росла быстрее, чем ожидалось. По итогам года рост ВВП составил 10,3%, на 1,1% больше, чем в 2009 г. Причем в конце года рост ускорился: в IV квартале он составил 9,8% против 9,6% кварталом ранее. Опрошенные Bloomberg экономисты ожидали роста на 9,4%. По итогам года Китай обошел Японию по размеру ВВП, став второй по величине экономикой мира после США. ВВП Китая составил около $6 трлн; по данным японского агентства Nikkei, в Японии он составит около $5,5 трлн (данные будут опубликованы 14 февраля. "Исходя из опубликованных Китаем данных, я полагаю, что такое опережение уже произошло", - признал японский министр по экономической и финансовой политике Каору Ёсано.

Индекс потребительских цен в Китае вырос в 2010 г. на 3,3%, тогда как в начале прошлого года власти установили цель в 3%. Цены на продукты питания выросли на 7,2%.

В ноябре инфляция достигала 5,1%, хотя в декабре темпы роста несколько снизились — до 4,6%. По мнению многих аналитиков, в I квартале рост цен ускорится, осложняя задачу правительства охладить экономику и не спровоцировать резкого замедления ее роста.

Правительство уверено, что сможет контролировать инфляцию в 2011 г., заявил сегодня представитель Национального статистического бюро Китая Ма Цзянь-тан. Власти будут проводить «разумную» денежную политику, а хорошие урожаи в предыдущие семь лет означают, что цены на продовольствие удастся удержать под контролем, добавил он. С начала 2010 г. Народный банк Китай уже семь раз повышал нормы резервирования для банков (последний раз — неделю назад), а в конце года дважды повысил процентные ставки.

Инфляционное давление, по словам Ма, вполне реально, а в числе его основных причин — «количественное смягчение» в развитых странах, а также рост затрат и стоимости труда в Китае. «Власти будут ужесточать денежную политику, и делать это превентивными темпами», – уверен Цин Ван, экономист Morgan Stanley (цитата по Financial Times).