Увидим ли мы нового «черного лебедя» в 2011 г.?


Прошедший год был не лучшим для индустрии инвестиционных фондов. Индекс хедж-фондов HFRX Global Hedge Fund показал лишь 4,7% роста. 2010-й год участники финансовых рынков встречали со смешанными ожиданиями. Некоторые аналитики верили в неизбежный сценарий W-образного восстановления экономики, ставя под сомнение эффективность правительственных программ по ее перезапуску. Другие были более оптимистичны и ожидали пусть небыстрого, но устойчивого восстановления.

Избыток дестабилизирующих новостей из периферийных европейских стран, раскручивающиеся валютные войны и быстро работающие печатные станки в развитых странах способствовали волатильности практически во всех классах активов, включая долговые бумаги эмитентов стран СНГ. С началом греческой долговой драмы рынок долго не мог понять, как относиться к долгам эмитентов из стран СНГ. То ли, условно говоря, продавать Грецию и покупать неотягощенную долгами Россию, то ли продавать все долги, включая развивающиеся рынки, так как «уж если у Греции, члена ЕС и еврозоны, такие проблемы, то в России они могут быть еще страшнее». Тем не менее, в конце концов, мы увидели приток капитала и понижение доходностей, поскольку долги развивающихся рынков в целом и СНГ в частности оказались сравнительно привлекательнее для инвесторов, благодаря сильным базовым индикаторам и высоким ожидаемым доходам.

В 2010 г. инвесторам в евробонды на пространстве СНГ больше всего запомнились следующие сюжеты.

Во-первых, было много новых выпусков из стран СНГ — на $38 млрд долларов против $23 млрд в 2009 г. На рынок вышли такие редкие заемщики, как Россия, Украина, «Алроса», РЖД, «Совкомфлот».

Во-вторых, две страны из бывшего Советского Союза, Беларусь и Азербайджан, впервые выпустили международные бумаги.

В-третьих, неожиданное стремительное пике «черного лебедя» - Межпромбанка напомнило инвесторам, что развивающиеся рынки называются таковыми и воспринимаются высокорискованными не случайно.

В-четвертых, благополучно завершилась бесконечно тянувшаяся реструктуризация еврооблигаций двух казахских «падших ангелов» - «Тураналема» и «Альянса», что вернуло Казахстан на рынки новых заимствований.

Наконец, корреляция между ценами на нефть, рублем, РТС и спредами на облигации с большой дюрацией стала еще сильнее, подтвердив, что рынок все больше воспринимает любые инструменты из России как нефтяные деривативы.

Мы ожидаем, что в 2011 г. из-за хрупкости мировой экономики волатильность сохранится. Экономика США будет изо всех сил бороться с застоем, особенно во второй половине года, когда эффект второго раунда финансового стимулирования QE2 ослабнет. Особое внимание инвесторам стоит обратить на долговые обязательства отдельных американских штатов и муниципалитетов: оттуда рынок пока слышал мало тревожных новостей, но они могут скоро появиться из-за чрезмерной задолженности региональных правительств.  

Европейский долговой кризис продолжит оставаться «мерцающий огнивом», из искры которого в любой момент может разгореться пламя нового кризиса. Китай будет думать, что делать с ростом инфляции, вызванной заниженным курсом юаня, и мы не исключаем, что в 2011 г. закончится эпический сериал «Супер-Китай спасает мировую экономику», поскольку китайский рост по-прежнему во многом обеспечивается государственными инвестициями в инфраструктуру и в меньшей степени - спросом населения. Если это произойдет, то приведет к резкому падению спроса на сырьевые товары и, соответственно, практически на все российские бумаги.

В самой же России и СНГ в этом году мы не ожидаем каких-либо общесистемных потрясений. В стране по-прежнему очень мало долгов, как у государства, так и у людей, много резервов и на всякий пожарный случай есть национальная валюта с прилагающимся печатным станком. Тем не менее, не исключаем неожиданного ухудшения ситуации у отдельных эмитентов. Увидим ли мы нового российского «черного лебедя» в 2011 г.?

Автор - управляющий партнер Alcantara Asset Management.