Инвестиции российских НПФ: фондовый рынок vs инфраструктурные проекты


В декабре сразу два негосударственных пенсионных фонда из пятерки крупнейших, НПФ «Благосостояние» и НПФ «Норильский никель», заявили о масштабном интересе к альтернативным инвестициям. В последние годы о проектах в этом направлении не раз заявляли НПФ «Газфонд» и его УК «Лидер».

Инфраструктурные проекты и прямые инвестиции - один из немногих способов защитить интересы фонда и его клиентов, так как фондовый рынок подвержен серьезной волатильности. Об этом в конце прошлого года говорил президент НПФ «Норильский Никель» Сергей Пучков.

В свою очередь, НПФ "Благосостояние" не намерен менять стратегию, предусматривающую ограниченные инвестиции в фондовый рынок. В акции и облигации НПФ инвестировал не более 50%. Все остальное — депозиты, инвестиции в жилищные проекты, ипотечные программы для сотрудников РЖД, инфраструктурные проекты. По словам руководителя фонда, благодаря вложениям с начала 2007 г. в жилищные проекты, по итогам кризисного 2008 г., когда многие НПФ показали убытки по пенсионным резервам, фонд начислил на счета клиентов 4,35%.

Тенденция разделения негосударственных пенсионных фондов в России на два лагеря становится все более очевидной. В первом – крупные пенсионные фонды, инвестирующие в фондовый рынок лишь определенную часть пенсионных резервов и все больше делающие ставки на инфраструктурные проекты и недвижимость, во втором – средние и небольшие НПФ. В другом лагере мелкие НПФ оказались в том числе и потому, что входной билет в рынок альтернативных инвестиций слишком дорог. Размера пенсионных резервов у большинства фондов не хватает для участия хотя бы в одном инфраструктурном проекте. У первого НПФ по рэнкингу пенсионных резервов на 30 сентября прошлого года насчитывалось 277,9 млрд. руб., тогда как показатель 30-го НПФ – всего 1,1 млрд рублей.

При этом даже крупнейшие российские пенсионные фонды стеснены в средствах по сравнению с зарубежными коллегами, которые, как, например, Норвежский суверенный пенсионный фонд, занимаются поиском инвестиционных проектов в других странах размером свыше $500 млн. Активы иностранных пенсионных фондов в десятки раз больше российских, что видно из рэнкинга ТОП-300 пенсионных фондов мира, подготовленного мировым порталом Pensions & Investments и консалтинговой компанией Towers Watson. Если бы в список включались российские фонды, то по итогам 2009 г. в него попал бы только «Газфонд», и то ближе к 300-й позиции.

Другой причиной того, что альтернативные инвестиции пока не становятся массовыми, во многом является невозможность для мелких НПФ проконтролировать в полной мере реализацию инфраструктурных проектов, в которых они будут участвовать в складчину с другими участниками, подчас намного более сильными. Между тем, в России контроль над проектом – одно из основополагающих условий успешного участия в нем. Не зря крупные негосударственные пенсионные фонды для контроля инвестиций используют собственные управляющие компании. Так поступил и НПФ «Благосостояние», чья УК «РВМ капитал» стала специализироваться на инвестициях в недвижимость.

То, что альтернативные инвестиции пенсионным фондам оптимально осуществлять через собственные структуры, подтверждает и европейская практика. Многомиллиардными инвестициями Норвежского суверенного пенсионного фонда, второго по величине в мире, принадлежащего правительству страны, занимается норвежский Центральный банк. Альтернативные инвестиции за пределами страны курирует его структура — Norges Bank Investment Management.

Так что если рынку удастся предложить негосударственным пенсионным фондам механизмы, которые бы позволили контролировать проекты, и повысить уровень доверия между его участниками, инфраструктурных проектов станет больше. А доля инвестиций в фондовый рынок, которые сейчас осуществляются на основе договоров между УК И НПФ сроком на один год, что серьезно искажает природу длинных пенсионных денег, наконец-то станет меньше.

Автор - гендиректор УК «Юграфинанс».