Вместо возрождения краткосрочных бондов Минфину следовало бы развивать рынок внутреннего госдолга

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Впервые за последние шесть лет Минфин был намерен провести в среду аукцион по размещению новых краткосрочных бескупонных облигаций, предложив инвесторам 9-месячные бумаги на 5 млрд руб. Последний раз аукцион по размещению бескупонных облигаций был проведен 18 февраля 2004 г. (6-месячные ГКО-21172, с погашением 18.08.2004), после чего Минфин осуществлял размещение только средне- и долгосрочных купонных облигаций (ОФЗ).

Внеся в прошлом году поправки в законодательство и добившись возможности размещать ОФЗ со сроками обращения менее года, Минфин открывает себе возможность для более широкого использования данного инструмента в случае падения спроса инвесторов на длинные бумаги в периоды нестабильности рынков. Таким образом, Минфин намерен расширить клиентскую базу для выполнения масштабной программы заимствований, предполагающей привлечение на внутреннем рынке в этом году до 1,7 трлн руб. (в 2012-2013 гг. план заимствований расширяется до 2-2,1 трлн руб.).

Действительно, казначейства многих стран наряду с эмиссией средне- и долгосрочных облигаций широко используют на национальных рынках такой инструмент, как краткосрочные ноты (T-bills). Как правило, подобные инструменты пользуются спросом среди казначейств банков и консервативных инвесторов, размещающих часть средств в инструменты, не подверженные ценовой волатильности. Чаще всего их держат до даты погашения. Активным инвесторам, заинтересованным в получении дохода в результате изменения процентных ставок, подобные бумаги малоинтересны, поэтому их ликвидность на открытом рынке минимальна, а репрезентативность ставок весьма условна.

Несомненно, новые облигации дополнят узкий список обращающихся на рынке внутреннего долга инструментов. Результативность же подобного нововведения под вопросом – как с точки зрения объемов привлечения средств в бюджет, так и репрезентативности их ставок на вторичном рынке.

Проанализировав объем возможного спроса и стоимость заимствования, Минфин все же пересмотрел свои планы на эту среду, отказался от размещения коротких бумаг и заменил их на аукционе двухлетними ОФЗ.

На наш взгляд, Минфину стоит использовать свое время и время участников рынка с большей пользой, занявшись проектами, давно требующими развития. Со стороны создается впечатление, что, продолжая с завидной настойчивостью использовать старые методы и инструменты, Минфин вновь надеется на высокие цены на нефть, которые покроют недопривлечение на рынке ценных бумаг.

Мы и другие наиболее активные участники рынка не раз заявляли о шагах, которые необходимо предпринять для модернизации рынка, являющегося в первую очередь ресурсом для заимствований государства. Необходимо провести либерализацию рынка, разрешив сделки с гособлигациями на внебиржевом рынке. Обязательным шагом является унификация налогового режима. Помимо упрощения всей системы и включения доходов по государственным и негосударственным ценным бумагам в единую базу по прибыли и устранения различия в ценообразовании инструментов, эта мера позволит ускорить запуск программы STRIPS (разделение платежей купонных облигаций и их независимое обращение) и насытить кривую доходности бескупонными бумагами различной срочности – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Образующиеся в результате этого различия в процентных ставках сформируют арбитражные возможности, в результате чего все ставки вдоль кривой станут полностью взаимосвязаны и зависимы между собой, а рынок и эмитент получат высокотехнологичный механизм поддержания ликвидности.

Минфину необходимо сформировать график размещения базовых выпусков гособлигаций, замещая старые выпуски новыми (как этот механизм работает на рынках Европы и США). Профессиональный подход к развитию рынка также требует, как и при размещении еврооблигаций на международных рынках капитала, создания системы первичных дилеров. Минфин должен установить юридические взаимоотношения с ключевыми игроками рынка, обладающими наибольшими возможностями для размещения займов. Это позволит ему добиться наилучших результатов на первичном рынке.

Возвращаясь к первоначальной теме – попыткам возобновить аукционы по продаже коротких облигаций, невозможно не отметить еще одну деталь. Несмотря на рост количественных показателей рынка государственных ценных бумаг в последние годы, его качественные характеристики не столь позитивны. По данными Банка России, дюрация портфеля ОФЗ сократилась до 3,62 года по состоянию на 1 февраля с 5,77 года на конец 2007 г. Таким образом, дюрация госдолга постепенно снижается, а значит, риск растет.

Мы, конечно же, верим в то, что объем краткосрочных бумаг в составе госдолга будет ограничен, но беспокойство вызывает то, что уже сейчас негативная конъюнктура внешних рынков и неустойчивость внутреннего рынка заставляют Минфин в своей беспомощности идти по пути наименьшего сопротивления.

Выбор остается за Минфином.

Автор - вице-президент \"Тройки диалог\".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more