Вместо возрождения краткосрочных бондов Минфину следовало бы развивать рынок внутреннего госдолга


Впервые за последние шесть лет Минфин был намерен провести в среду аукцион по размещению новых краткосрочных бескупонных облигаций, предложив инвесторам 9-месячные бумаги на 5 млрд руб. Последний раз аукцион по размещению бескупонных облигаций был проведен 18 февраля 2004 г. (6-месячные ГКО-21172, с погашением 18.08.2004), после чего Минфин осуществлял размещение только средне- и долгосрочных купонных облигаций (ОФЗ).

Внеся в прошлом году поправки в законодательство и добившись возможности размещать ОФЗ со сроками обращения менее года, Минфин открывает себе возможность для более широкого использования данного инструмента в случае падения спроса инвесторов на длинные бумаги в периоды нестабильности рынков. Таким образом, Минфин намерен расширить клиентскую базу для выполнения масштабной программы заимствований, предполагающей привлечение на внутреннем рынке в этом году до 1,7 трлн руб. (в 2012-2013 гг. план заимствований расширяется до 2-2,1 трлн руб.).

Действительно, казначейства многих стран наряду с эмиссией средне- и долгосрочных облигаций широко используют на национальных рынках такой инструмент, как краткосрочные ноты (T-bills). Как правило, подобные инструменты пользуются спросом среди казначейств банков и консервативных инвесторов, размещающих часть средств в инструменты, не подверженные ценовой волатильности. Чаще всего их держат до даты погашения. Активным инвесторам, заинтересованным в получении дохода в результате изменения процентных ставок, подобные бумаги малоинтересны, поэтому их ликвидность на открытом рынке минимальна, а репрезентативность ставок весьма условна.

Несомненно, новые облигации дополнят узкий список обращающихся на рынке внутреннего долга инструментов. Результативность же подобного нововведения под вопросом – как с точки зрения объемов привлечения средств в бюджет, так и репрезентативности их ставок на вторичном рынке.

Проанализировав объем возможного спроса и стоимость заимствования, Минфин все же пересмотрел свои планы на эту среду, отказался от размещения коротких бумаг и заменил их на аукционе двухлетними ОФЗ.

На наш взгляд, Минфину стоит использовать свое время и время участников рынка с большей пользой, занявшись проектами, давно требующими развития. Со стороны создается впечатление, что, продолжая с завидной настойчивостью использовать старые методы и инструменты, Минфин вновь надеется на высокие цены на нефть, которые покроют недопривлечение на рынке ценных бумаг.

Мы и другие наиболее активные участники рынка не раз заявляли о шагах, которые необходимо предпринять для модернизации рынка, являющегося в первую очередь ресурсом для заимствований государства. Необходимо провести либерализацию рынка, разрешив сделки с гособлигациями на внебиржевом рынке. Обязательным шагом является унификация налогового режима. Помимо упрощения всей системы и включения доходов по государственным и негосударственным ценным бумагам в единую базу по прибыли и устранения различия в ценообразовании инструментов, эта мера позволит ускорить запуск программы STRIPS (разделение платежей купонных облигаций и их независимое обращение) и насытить кривую доходности бескупонными бумагами различной срочности – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Образующиеся в результате этого различия в процентных ставках сформируют арбитражные возможности, в результате чего все ставки вдоль кривой станут полностью взаимосвязаны и зависимы между собой, а рынок и эмитент получат высокотехнологичный механизм поддержания ликвидности.

Минфину необходимо сформировать график размещения базовых выпусков гособлигаций, замещая старые выпуски новыми (как этот механизм работает на рынках Европы и США). Профессиональный подход к развитию рынка также требует, как и при размещении еврооблигаций на международных рынках капитала, создания системы первичных дилеров. Минфин должен установить юридические взаимоотношения с ключевыми игроками рынка, обладающими наибольшими возможностями для размещения займов. Это позволит ему добиться наилучших результатов на первичном рынке.

Возвращаясь к первоначальной теме – попыткам возобновить аукционы по продаже коротких облигаций, невозможно не отметить еще одну деталь. Несмотря на рост количественных показателей рынка государственных ценных бумаг в последние годы, его качественные характеристики не столь позитивны. По данными Банка России, дюрация портфеля ОФЗ сократилась до 3,62 года по состоянию на 1 февраля с 5,77 года на конец 2007 г. Таким образом, дюрация госдолга постепенно снижается, а значит, риск растет.

Мы, конечно же, верим в то, что объем краткосрочных бумаг в составе госдолга будет ограничен, но беспокойство вызывает то, что уже сейчас негативная конъюнктура внешних рынков и неустойчивость внутреннего рынка заставляют Минфин в своей беспомощности идти по пути наименьшего сопротивления.

Выбор остается за Минфином.

Автор - вице-президент \"Тройки диалог\".