Налог на роскошь не поможет сократить разрыв между богатыми и бедными


В последнее время не только в России, но и за ее пределами стали все чаще и чаще звучать призывы ввести налог на роскошь. Это касается не только развивающихся стран, таких как Китай и Россия, но и развитых. Германия отказалась от такого налога на в 1997 г., Франция тоже пыталась: Жак Ширак отменил его еще в 1986 г., однако проиграл выборы, и в 1989 налог вернули. Сейчас во Франции развернулась дискуссия по вопросу его отмены. Основная цель подобного налога – снизить разрыв между разными слоями населения путем перераспределения избытков, получаемых в виде налоговых сборов, в пользу слабых. Безусловно, это имеет сильный социальный эффект. Однако является ли это экономическим движком развития более справедливой экономической системы? Недавний форум в Давосе показал, что вопрос социального неравенства и быстро увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными является одним из наиболее острых на глобальном уровне. При этом речь идет о различиях как между странами, так и внутри них.

Ошибочно полагать, что фискальные меры, т.е. введение налога на богатство, изменят систему и сократят этот разрыв. Николя Саркози предлагает заменить существующую систему расчета налога на более справедливую, по сути, учитывающую только получаемый доход. Для принятия взвешенного решения необходимо понимать цели: это может быть снятие социальной напряженности, что вполне достижимо, а также создание справедливой экономической системы, в которой нижним социальным слоям гарантируется возможность улучшить свое положение. К сожалению, вторую задачу налог на богатство не решает.

Как показывают исследования, в каждой стране причины увеличивающего разрыва между богатыми и бедными слоями населения уникальны. И решить данную задачу нельзя, просто подправив систему налогообложения таким образом, чтобы более состоятельные субсидировали бедных. В Китае, например, расслоение происходит из-за существующих ограничений на миграцию населения из сельской местности в города, поэтому доходы жителей городов растут вместе с индустриальной составляющей китайской экономики, а доходы сельского населения остаются неизменными. В США разрыв происходит за счет 1% наиболее состоятельных американцев, которые за последние годы серьезно увеличили отрыв, в основном, за счет операций на фондовом рынке. В России, как мне кажется, существует комбинация этих двух факторов: с одной стороны, малая мобильность населения отражается на благосостоянии различных его слоев, с другой, – сырьевая экономика ведет к серьезной концентрации благосостояния в руках избранных, будь то сотрудники государственных компаний или вчерашние олигархи.

Однако выход есть. Выход для России, как, впрочем, и для всех развивающихся экономик, в модернизационном и, уж простите, инновационном пути развития. Если посмотреть на наиболее растущие отрасли в глобальном масштабе, то мы придем к выводу, что сегодня, не говоря уже о будущем, востребованы высококвалифицированные специалисты. Высокие технологии, неизбежно влекущие повышение производительности труда, либо еще больше увеличат разрыв между богатыми и бедными и приведут к коллапсу, революции, третьей мировой, либо же позволят сократить его. В России производительность труда в три раза ниже, чем в Европе. Даже если представить, что мы ее довели до европейского уровня – что будет с высвободившейся рабочей силой? Она пойдет на баррикады?

Единственный выход – это постепенное увеличение высококвалифицированных, задействованных кадров, которые можно получить, только имея хорошо работающую систему образования, а также систему поддержки высокотехнологичных отраслей.

Таким образом, бороться с бедностью необходимо, не субсидируя бедных за счет богатых, что даст только краткосрочный социальный эффект, а создавая условия, при которых разрыв будет постепенно уменьшатся за счет роста среднего класса.

Автор - партнер UFG Wealth Management.