В России и Украине можно найти интересные возможности для инвестиций


Недавно я проводил телефонную конференцию с нашими инвесторами со всего мира. В зависимости от страны их проживания одни были обеспокоены инфляцией, другие — проблемой суверенного долга. Вот несколько тем, которые мы обсудили.

Какие факторы могут отрицательно повлиять на рост мировой экономики?

Инфляция. Это проблема, с которой сталкиваются страны во всем мире, не только развивающиеся. Но в последних этот вопрос стоит наиболее остро и болезненно, потому что высокая инфляция особенно сильно бьет по группам населения с низкими доходами, которые в развивающихся странах составляют значительную часть. Некоторые из этих стран повышают процентные ставки, но это привлекает спекулянтов. На многих развивающихся рынках валюты в последние два года сильно подорожали. Эти страны столкнулись с дилеммой: они хотят наращивать экспорт, но курсы их валют растут. Чтобы сдержать этот рост, некоторые страны установили ограничения на приток капитала. Так, Бразилия ввела налог на иностранные инвестиции в инструменты с фиксированным доходом, а Китай активно управляет валютным курсом.

Суверенный долг. Другой фактор — вероятность дефолта по госдолгу в Европе и возможные последствия этого для других стран. Греция, Испания, Португалия и Ирландия по-прежнему испытывают проблемы с обслуживанием долгов. Хотя они, безусловно, не хотят объявлять дефолт, я полагаю, что им может быть очень сложно избежать этого. Вопрос в том, как они могут вернуть доверие рынков, реструктурировать долг или привлечь новый для оплаты старого. При этом я считаю, что правительства этих стран очень серьезно нацелены на поиск конструктивного подхода к реструктуризации своих долговых обязательств и сотрудничество с Евросоюзом с целью не допустить возникновения масштабных проблем.

Как мы формируем инвестиционный портфель ввиду неопределенности, связанной с проблемой европейских долгов?

Фондовые рынки обычно опережают реальные события, и именно это и произошло в Восточной Европе. Мы очень внимательно следим за этим регионом, находим интересные возможности в России, но и не игнорируем другие рынки, такие как Польша, Венрия, Чехия. Недавно мы начали крупные операции в Румынии. Несмотря на долговые проблемы правительств этих стран, мы считаем, что там можно найти возможности для долгосрочных инвестиций.

Поскольку инфляция растет, стоит ли инвестировать в сырьевые и сельскохозяйственные товары?

В целом, сырьевой сектор для нас по-прежнему привлекателен. Цены на продукты питания выросли и, скорее всего, некоторое время будут оставаться на высоком уровне. В определенной степени это обусловлено плохой погодой, но в долгосрочной перспективе рост спроса на продовольствие, особенно в Индии и Китае, означает, что относительно высокие цены сохранятся, если только радикально не возрастет эффективность сельскохозяйственного производства. По этой причине мы, в частности, очень внимательно ищем возможности для инвестиций на Украине, которая может похвастаться крупным агропромышленным сектором и плодородными землями. Там могут быть интересны компании, занимающиеся не только выращиванием пшеницы, кукурузы и проч., но также производители молочных и мясных продуктов. В Бразилии мы интересуемся компаниями, занимающимися переработкой продуктов питания.

Не формируется ли на развивающихся рынках пузырь?

По прогнозу МВФ, развивающиеся страны в этом году будут расти в три раза быстрее развитых. Я полагаю, что при таких темпах роста экономики вероятность роста акций может быть весьма значительной. Хотя акции на развивающихся рынках уже не кажутся такими дешевыми, как раньше, они еще не столь дороги с точки зрения мультипликаторов, как на вершине бычьих рынков в прошлом, например, перед азиатским кризисом 1997 г.

Рост фондовых рынков развивающихся стран был обеспечен не менее значительным ростом корпоративных прибылей. Хотя в некоторых случаях рост акций действительно опережал рост фундаментальных показателей, мы все эе считаем, что сейчас цены акций, с исторической точки зрения, находятся в середине диапазона. Это, конечно, не означает, что все рынки будут расти одинаково. Например, в 2010 г. рынок Таиланда вырос на 56%, а Бразилии – на 7%.

Печатается с разрешения Templeton Asset Management

Автор - управляющий директор Templeton Asset Management.