Как совет директоров "Газпрома" мог так подставиться в сделке с пакетом "Новатэка"?


«Газпром» 20 декабря продал 9,4% акций компании «Новатэк» Газпромбанку. Стоимость сделки составила $1,9 млрд. На Лондонской фондовой бирже торгуются расписки на акции «Новатэка» и, исходя из их котировок в тот день, рыночная стоимость проданного пакета составила $3,2 млрд, исходя из котировок акций на российской ММВБ — 87,34 млрд руб. ($2,85 млрд).

«Газпром» продал крупный пакет «Новатэка» с дисконтом к рыночной цене в 34%, недополучив около $1 млрд дохода. Я считал бы сделку невыгодной для акционеров. Курс акций «Газпрома» резко понизился после публикации информации об этой сделке.

Возникает вопрос: виноват ли в этом только менеджмент «Газпрома»? Кто принимал решение по этой сделке? Менеджмент не мог ее провести без одобрения совета директоров. Поэтому, вместо того чтобы нападать на менеджмент, подотчетный совету директоров, может быть, обратить внимание на тех людей, которые одобряли эту сделку? В совет директоров «Газпрома» входят: Виктор Зубкова, председатель совета с 2008 г.; министр экономического развития Эльвира Набиулина; министр энергетики Сергей Шматко; заведующий кафедрой гражданского процесса юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Мусин; бывший председатель правления компании E.ON Ruhrgas Буркхард Бергман; а также высшие менеджеры компании.

Или они голосуют, не читая представленные им материалы, или действуют под диктовку какого-то скрытого бенефициара этой сделки, отличного от пострадавших от нее других акционеров компании.

В обоих случаях акционеры имеют шанс получить компенсацию, подав иски на членов совета директоров, одобривших заведомо невыгодную для акционеров сделку. И проще всего это сделать, предъявив иски в иностранной юрисдикции иностранному члену совета директоров. По крайней мере, не нужно будет требовать экстрадикции данного гражданина из Российской Федерации, поскольку министра экономического развития или бывшего премьера правительства Россия не выдаст.

А, может быть, менеджмент фальсифицирует решения совета директоров, принимая решения, отличные от условий, за которые голосовали на заседании совета? Я не могу поверить в то, что уважаемые люди из совета директоров так открыто могли подставиться. В любом случае, вопиющий факт продажи актива ниже рыночной стоимости свидетельствует о полном беспределе, происходящем в системе корпоративного управления главной голубой фишки российского фондового рынка.

Господа Миллер, Зубков, Шматко, Бергман, Мусин и Набиулина, скажите, кто должен нести ответственность за данное решение: совет директоров или менеджмент компании?

Автор - сертифицированный корпоративный директор\r\n\r\n.