Если слияние ММВБ и РТС окажется катастрофой - брокеры всегда смогут создать новую биржу


17 мая 1792 г. в Нью-Йорке 24 американских брокера, торговавшие до этого акциями без особых порядков и правил, собрались под большим платановым деревом на Уолл-стрит и подписали соглашение, которое положило начало Нью-Йоркской фондовой бирже.

Через 200 лет, в 1995 г. в Москве начала работу биржа РТС – частное, независимое объединение молодых российских брокерских компаний на новом, практически нерегулируемом рынке акций, который возник после массовой приватизации.

Эти истории имеют много общего.  В первую очередь, это желание участников самоорганизоваться и создать удобную среду для работы на их собственном рынке.  При этом никто из представителей государства ни в XVIII, ни в XX веке не подгонял этих энтузиастов создавать биржи или «мировые финансовые центры».  История возникновения практически всех бирж в мире – это пример самоорганизации и саморегулирования участников рынка.  Биржи создавались как некоммерческие партнерства, и участники бирж не воспринимали свое участие в капитале биржи как коммерческую инвестицию. 

Скорее, это было членство в профессиональном клубе, оформленное участие в создании и развитии торговой инфраструктуры фондового рынка.

Мировая тенденция последних 10-15 лет, вызванная растущим в геометрической прогрессии количеством инструментов и объемами торгов, – акционирование бирж, переход от концепции «биржа – клуб для брокерских компаний» к концепции «биржа – акционерная корпорация, доходный, стабильный бизнес».  Начиная с 1998 г. мы стали свидетелями многих IPO и сделок по слияниям и поглощениям в биржевом секторе по всему миру.  Причины сделок различны, но цель одна – увеличение глобальной рыночной доли, увеличение доходов и, самое важное, увеличение стоимости бизнеса для акционеров.

Российский биржевой сектор не остался в стороне от мировых тенденций.  С 2007 г. мы стремительно эволюционируем в соответствии с новой мировой моделью.  Сначала РТС превращается в открытое акционерное общество.  Затем в капитале ОАО «РТС» появляются финансовые инвесторы, не являющиеся брокерами.  Далее – акции ОАО «РТС» начинают торговаться на самой бирже РТС, капитализация биржи стремительно растет.  Параллельно ММВБ заявляет о планах внутренней реструктуризации, перехода на единую акцию и дальнейшего IPO.  И вот, наконец, ММВБ делает предложение акционерам РТС о покупке их бизнеса по очень интересной цене. 

По классике жанра, акционеры РТС предпринимают меры по поиску альтернативного способа получения еще большей оценки за свой бизнес, объявляя об IPO, но в итоге соглашаются с улучшенным предложением со стороны ММВБ.

Для акционеров РТС и ММВБ все выглядит предельно логично: первые получают возможность продать свои акции по хорошей цене или стать акционерами объединенного биржевого холдинга. Вторые получают практически 100%-ную долю в российской фондовой инфраструктуре, что должно позитивно отразиться на доходах и прибыли компании.

Вызывают недоумение комментарии некоторых представителей государства и брокерского сообщества по поводу этой сделки.

Со стороны представителей правительства, ФСФР и ЦБ слышно лишь то, что «объединение совершенно необходимо для создания мирового финансового центра в Москве».  Интересно, почему к такому же выводу не пришли правительства Индии (где успешно работают 10 фондовых бирж), Австралии (6 бирж), Бразилии (6 бирж), США (более 10 бирж), Китая (2 биржи), Японии (6 бирж) и Германии (8 бирж)?  Думаю, потому что помнят: свободная конкуренция на любом рынке создает максимальную эффективность и способствует здоровому ценообразованию, развитию и инновациям. 

Пусть глобальной конкуренцией занимаются сильнейшие национальные биржи, а те, что послабее, смогут продолжать конкурировать в локальных рыночных нишах.  Именно во внутристрановой конкуренции возможно закалить и воспитать «международного чемпиона» с компетентным и динамичным менеджментом.

Со стороны представителей брокерского сообщества, в свою очередь, слышны опасения о грядущей монополизации рынка, завышенных тарифах и замедленном развитии продуктовой линейки объединенной группы ММВБ-РТС.  Опасения справедливые, но здесь стоит напомнить о еще одном примере из недавней истории.  В ноябре 2006 г. на новостных лентах вышло такое сообщение: “Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Merrill Lynch, Morgan Stanley и UBS объявили о планах учредить в Европе собственную систему электронных торгов. Банки недовольны высокой ценой на услуги фондовых бирж. Они хотят создать скоростную систему торгов с более низкими тарифами, чем у Лондонской фондовой биржи, франкфуртской Deutsche Boerse и европейской Euronext…”.

Так что ответ нашим профессиональным участникам рынка очень прост: механизм самоорганизации и саморегулирования никто не отменял.  Если ММВБ-РТС задавит вас своими монопольными тарифами –  значит время опять «собираться под большим деревом» и создавать свою новую биржу.

Автор - президент и управляющий партнер United Capital Partners.