Китай в ближайшие годы продолжит наращивать потребление нефти, поддерживая цены


Нашу уверенность в России как привлекательном рынке для инвестиций разделяют глобальные фонды развивающихся рынков.

Для существенного роста с нынешних значений российскому рынку необходимо: дальнейшее подорожание энергоносителей (что, однако, может быть негативно для мировой экономики); долгосрочные вложения отечественных инвесторов, которые пока проявляют осторожность; изменение инвестиционных настроений. Последнее возможно при негативных новостях с развитых рынков или появлении свидетельств ослабления в будущем инфляционного давления на развивающихся рынках.

Притоку инвестиций могут способствовать и опубликованные недавно данные по Китаю, где в январе новых кредитов было выдано всего на сумму 1 трлн. юаней, тогда как рынок ожидал 1,2 трлн. юаней – шаг в правильном направлении, способствует сохранению готовности принимать риски. Наиболее важный фактор – цены на продовольственные товары.

На сегодня российский рынок нам по-прежнему представляется привлекательным, но можно понять инвесторов, которые из тактических соображений отдают предпочтение Турции, Кении или Индии как рынкам с более значительным потенциалом роста.

Большинство склоняется к мнению, что на товарно-сырьевых биржах цены не упадут – мы разделяем эту точку зрения на ближайшие годы. Инвесторы постоянно опасаются падения цен на сырье в случае резкого снижения активности в банковском секторе в КНР, однако в последние два десятилетия такой вариант развития событий считается маловероятным. Ухудшение ценовой конъюнктуры на товарно-сырьевых биржах возможно, но это мнение меньшинства. Более вероятным полагается скачок цен до $200 за баррель по причине недостаточного для удовлетворения мирового спроса предложения.

Вызывает сомнение даже наличие у Саудовской Аравии простаивающих мощностей, способных производить 5 млн баррелей в сутки, и официальные лица США, судя по сведениям Wikileaks, разделяют эти опасения.

Есть вопросы о рисках, связанных с возможной ревальвацией китайской валюты, воздействием усиления юаня на темпы роста Китая и его спроса на сырье. Ревальвация иены в 1970-х внесла свой вклад в замедление роста японской экономики с примерно 10% до 4%. Представленные ниже графики могут отчасти ответить на два вопроса. Первый: уменьшилось ли в 1970-х потребление энергоносителей в Японии с повышением цен на нефть в 1973 г. и ревальвацией иены? Второй: если так, то предполагает ли это замедление роста спроса на энергоносители в Китае? На оба вопроса мы отвечаем отрицательно.

Увеличение доли Китая в мировом потреблении нефти с 5% в 1996 г. до 9% к 2007 г. очень напоминает рост доли потребления Японии с 5% в 1965 г. до 9% в 1973 г. После скачка цен на нефть суточное потребление в Японии уменьшилось с 5,1 млн баррелей в 1973 г. до 4,6 млн в 1975 г., но затем, в 1979 г., был зафиксирован новый рекорд – 5,3 млн баррелей. Подорожание нефти стало временным ограничителем, а ревальвация иены в 1976-1978 гг. позволила Японии покупать ее в более значительных объемах по более высоким ценам, в результате чего потребление вновь выросло. Примечательно, что из-за рецессии 2009 г. потребление нефти в Японии снизилось до 4,4 млн баррелей в сутки, что примерно соответствует объему 1972 г.).

Экономическая статистика Китая показывает некоторую зависимость от новых кредитов внутри страны и повышения цен на нефть. Резкий рост потребления нефти был очевиден в начале 1990-х, в следующий раз – когда кредиты стремительно росли непосредственно до и после азиатского кризиса (но не собственно в 1998 г.) и опять – когда кредиты наращивались в 2002-2003 гг. и в начале в 2004 г. А вот в 2009 г. максимумы по ценам на нефть не просматривались, хотя в китайскую экономику поступили новые кредиты в размере 33% ВВП (к сожалению, у нас пока нет данных за 2010 г.).

Интересно, что в 2004 г. для роста ВВП на 10% требовалось дополнительно почти 1 млн баррелей нефти в день, а сейчас, по прошествии времени, 10%-ный рост может быть обеспечен всего лишь за счет прибавки 0.3 млн баррелей в сутки. Китай тоже проявил чувствительность к ценам, хотя и в меньшей степени, чем Япония.

На душу населения потребление в Китае отстает от японского. В период 1965-1973 гг. потребление нефти в расчете на душу населения в Японии возросло с 6 до 17 баррелей в год. Последний уровень и остается рекордным. В Китае подушевое потребление все еще незначительно – 2 барреля в год. В очень долгосрочной перспективе это подразумевает увеличение потребления в Поднебесной в восемь раз, а значит, наиболее заметный скачок спроса в Китае (как в Японии в 1965-1973 гг., когда потребление выросло с 1,6 до 5,1 млн баррелей в день) еще впереди.

Китай только что обогнал США в качестве крупнейшего рынка автомобилей в мире, что сигнализирует о приближающемся росте потребления топлива. Мы не утверждаем, что к 2018 г. суточное потребление нефти в Китае вырастет с нынешнего показателя в 8,6 млн баррелей до 25 млн баррелей (что соответствовало бы росту в Японии в 1965-1973 гг.), но видим на долгосрочную перспективу основания для позитивных оценок глобальных фондов.

Автор - главный стратег ИК \"Ренессанс капитал\".