Россия выиграет от глобальной стагфляции


Чем выше волнения на Ближнем Востоке толкают мировые цены на нефть, тем чаще инвесторы задаются вопросом о том, какие последствия будут иметь эти события для глобальных развивающихся рынков (GEM). Особенно волнует участников рынка возможность стагфляции – роста цен на фоне замедления роста мировой экономики. Учитывая, что десяти из одиннадцати послевоенных рецессий в США предшествовал резкий скачок цен на нефть, подобный сценарий нельзя назвать маловероятным. Последний, до землетрясения в Японии, взлет нефтяных котировок вызывает особые опасения в связи с тем, что посткризисное восстановление экономики развитых стран идет все еще не очень уверенно, а центральные банки GEM находятся под серьезным инфляционным давлением.

Мы повышаем прогноз стоимости нефти Brent в этом году с $88 до $108 за баррель. В течение последних месяцев спрос на нефть рос галопирующими темпами, теперь же политическая нестабильность в Ливии привела к сокращению производства на 1 млн баррелей в день. Учитывая эти изменения, мы повышаем прогноз стоимости нефти марки Brent во II квартале этого года до $122 с $86 за баррель. Мы также считаем, что в течение ближайших трех месяцев цены могут кратковременно перешагнуть отметку в $140 за баррель (тaблица 1). Прогнозируемая средняя стоимость нефти Brent в 2011 г. выросла до $108 за баррель с ранее предсказывавшихся $88. По мере того, как высокие цены начнут давить на спрос, а Ливия возобновит производство, к последнему кварталу этого года, по нашему мнению, цены вернутся на уровень $94 за баррель.

Высокая неопределенность даже в базовом сценарии

Нестабильность ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA) не позволяет сделать достаточно однозначный прогноз дальнейшего развития событий, в связи с чем в добавление к основному сценарию мы представляем еще два дополнительных. Наиболее вероятный, по нашему мнению, предполагает почти полное прекращение поставок ливийской нефти на срок около шести месяцев, ограниченный ущерб нефтяной инфраструктуре страны, отсутствие перебоев с производством в других странах региона и небольшое снижение глобального спроса. По сценарию с повышенными рисками Ливия полностью прекращает экспорт нефти до конца 2011 г., ощущаются перебои с поставками от других производителей, резко падает спрос. В этом случае среднегодовая цена Brent находится в диапазоне $125-160 за баррель в зависимости от степени снижения предложения. Сценарий с низкими рисками предусматривает возобновление ливийского экспорта в течение месяца и стабильную ситуацию у других производителей. В случае реализации этого сценария средняя цена Brent в 2011 г. не превысит $100 за баррель. По нашему мнению, вероятность базового сценария равна 55%, сценария с пониженными рисками – 15% и сценария с повышенными рисками – 30%.

Взаимосвязь между уровнем экономической активности и ценой нефти не так очевидна. Ключевым элементом этой взаимосвязи является природа нефтяного ценового шока. Цены на нефть могут повыситься в результате падения производства, но причиной может быть и увеличение спроса. Таким образом, попытки проследить простую взаимосвязь между уровнем экономической активности и ценой на нефть могут оказаться несостоятельными. Таблица 2 показывает, что динамическая корреляция между нефтяными ценами и уровнем экономической активности в GEM имеет чаще всего положительное значение. К примеру, уровень корреляции между ценами на нефть и уровнем ВВП равен 0,73 для всех стран из выборки по GEM и находится в положительной зоне для всех подгрупп (импортеры – экспортеры), а также для четырех крупнейших экономик (BRIC).

Такой подход очень наивен, и если опираться на него, можно легко заключить, что дорогая нефть является неизменной спутницей ускоренного экономического роста. Такая точка зрения подкрепляется и тем фактом, что страны с развивающейся экономикой в своей совокупности являются нетто-экспортерами нефти. Вопрос этот, однако, далеко не так однозначен. По всей выборке стран взаимосвязь между экономической активностью и ценами на нефть может иметь положительный коэффициент потому, что цены по большей части растут на увеличивающемся спросе. “Нештатные” сбои в поставках, толкающие вверх цены и отрицательно сказывающиеся на уровне экономической активности, могут просто раствориться в положительных значениях корреляции, наблюдающихся в “нормальные” времена. По большому счету, проблему можно выразить известным изречением о том, что “связь взаимная не обязательно есть связь причинная”.

Правильно выстроенная эконометрическая модель показывает, что из всех стран BRIC выигрывает только Россия. Tаким образом, мы выстраиваем эконометрическую модель по двум альтернативным сценариям: (1) с обновленным прогнозом цен на нефть и (2) с нашими предыдущими прогнозами нефтяных цен. Мы проводим вычисления для стран GEM в совокупности, а также для группы импортеров и экспортеров и стран BRIC. Основные результаты кратко изложены в таблице 3. Подсчеты показывают, что цены на нефть выше ожидаемых значений замедлят реальный рост ВВП в GEM лишь во второй половине 2011 г. и приведут к общей потере 13 базисных пунктов от среднего уровня роста в 2011 г. Наши вычисления показывают схожие результаты и для группы импортеров нефти (составляющей 81% от совокупного GEM), в которой рост в 2011 г. может в среднем замедлиться на 15 базисных пунктов.

С другой стороны, растущие цены на нефть позитивно скажутся и ускорят рост в странах-экспортерах. Как видно из диаграммы 1, наши подсчеты указывают на то, что основной подъем нефтяных котировок придется на II и III кварталы 2011 г., в течение которых рост ВВП может увеличиться соответственно на 54 и 71 базисных пункта.

Диаграмма 2 отражает последствия повышения цен на нефть для стран BRIC. Наши вычисления показывают, что сильнее всего пострадают от нефтяного шока Бразилия (замедление роста на 44 базисных пункта в 2011 г.) и Индия (по нашей модели замедление может составить 31 базисный пункт). Наши подсчеты также указывают на то, что китайская экономика скорее всего переживет взлет цен на нефть без особых потерь. В то же время Россия в ближайшей перспективе оказывается в выигрыше от роста котировок – ее ВВП способен вырасти на 83 базисных пункта.

Итог: GEM сегодня лучше защищены от нефтяного шока, России он только на руку. Данное эконометрическое исследование указывает на то, что влияние более высоких цен на нефть на уровень экономической активности для широкого круга стран GEM будет скорее всего незначительным. Для импортеров нефти последствия также не будут излишне тяжелыми. Причина этого, в первую очередь, заключается в том, что страны GEM сегодня лучше подготовлены к тому, чтобы противостоять взлету нефтяных котировок. Более стабильные и сбалансированные бюджеты дают им возможность нивелировать влияние таких колебаний. Из всех исследованных нами стран Россия выделяется тем, что для нее последняя волна нестабильности на Ближнем Востоке скорее всего будет иметь ограниченно положительное влияние в плане роста ВВП.

Автор - главный экономист по России и СНГ \"Ренессанс капитала\".