В какой стадии цикла ликвидности мы находимся?


В связи с тем, что текущая экономическая обстановка характеризуется структурными проблемами с долгосрочными обязательствами и требует осторожности при формировании портфелей, динамике цикла ликвидности следует уделить особое внимание. Мой коллега, Пол Марсен, глава инвестиционного департамента Lombard Odier Darier Hentsch, убежден, что экономические циклы в наше время обусловлены ликвидностью, в особенности ликвидностью центральных банков, в отличие от промышленных циклов 50-60 гг., основанных на товарных запасах, или кредитных циклов 80-90-х гг.

Ликвидность центральных банков сегодня - важный источник финансирования экономики: дополнительная ликвидность направляется в новые проекты и в рефинансирование активов, повышая при этом их стоимость, в то время как понижение ликвидности негативно влияет на стоимость активов и динамику реальной экономики. Первый график иллюстрирует тесную взаимосвязь между динамикой баланса ФРС и доходностью индекса S&P 500 в последние годы: увеличение ликвидности центральным банком сопровождалось повышением доходности акций, а ее снижение - падением индекса.

Первая фаза текущего цикла ликвидности (с 2009 по 2010 гг.) сопровождалась глобальным масштабным увеличением денежной массы при крайне слабом денежно-кредитном регулировании. Колоссальное увеличение денежной массы как на развивающихся рынках (банковское кредитование в Китае), так и в развитых странах (два раунда политики количественного смягчения в США) вместе с очень низкими или отрицательными реальными процентными ставками в большинстве стран (см. второй график) привели к мощной экономической и финансовой рефляции.

В течение первой фазы ликвидность направлялась во все виды активов, однако не одновременно, поочередно повышая цены на государственные облигации, золото, кредит, сырье, акции и недвижимость, оказывая в итоге влияние на реальную экономику через повышение цен на продовольственные товары.

Сейчас мы вступаем во вторую фазу, свойственную этапу зрелости цикла ликвидности. Страны с развивающимися рынками ужесточают денежно-кредитную политику в целях борьбы с инфляцией продовольственных товаров, вызванной ростом цен на сырье. Банк Англии столкнулся с дилеммой: с одной стороны, ему нужно бороться с импортированной инфляцией, а, с другой - есть опасность создания барьеров и препятствий для роста. Второе количественное смягчение в США закончится в июне и приведет де-факто к уменьшению объема ликвидности, если ФРС не решится на более экспансивный третий раунд.

Ключевым является вопрос, сможет ли частный сектор мировой экономики, как в развитых, так и в развивающихся экономиках, нейтрализовать эффект менее благоприятной монетарной политики? Возобновление дискуссий о второй волне кризиса в прошлом году после проведения мероприятий в рамках первого раунда количественного смягчения и текущая слабость рынков акций многих развивающихся стран пока не убеждают нас в том, что частный сектор справится с этой задачей.

Автор - исполнительный вице-президент банка Lombard Odier.