Японская катастрофа: что происходит на финансовых рынках и чего ждать инвесторам?


Трагедия в Японии стала ещё одним, возможно, самым сильным с 2008 г. фактором, влияющим на мировую экономику. Результаты и последствия катастрофы ещё только оцениваются, но уже ясно, что негативный эффект не ограничится несколькими процентами падения ВВП и, тем более, краткосрочным провалом на финансовых и товарных рынках. Попробуем пока разобраться, что может произойти, по крайней мере, с акциями и сырьём.

Рынки ждали коррекции в акциях, ещё больше – в нефти и промышленных металлах. Катализатором для этого могло быть событие в европейских финансах, рост ставок в Китае и/или урегулирование в Ливии «по западному сценарию». Однако саммит ЕС на прошлой неделе принес временное облегчение странам PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания), но больно ударил по немецким финансам, которым придется оплачивать увеличенный размер помощи Португалии, Греции и др. Китайские события, как обычно, развиваются медленно. А из Ливии вместо отчётов о победах «революционеров» поступают противоречивые сведения об успехах Каддафи.

События в Японии заставили на время забыть о «базовых» сценариях для нефти и европейских финансов и вспомнить предыдущие две серьезные аварии на АЭС. В США и СССР. Они сопровождались разной реакцией рынка: авария на Three Mile Island практически прошла незамеченной, а вот авария на Чернобыльской АЭС обрушила немецкий рынок на 15% (21% от максимума рынка за неделю до взрыва до минимума через два месяца) – см. график 1.

Текущее падение Nikkei превзошло худшие ожидания рынков: оно оказалось даже более паническим, чем после терактов 11 сентября 2001 г., когда S&P500 упал на 13% за неделю после открытия торгов 17.09.01. Теперь нужно пересматривать взгляды на рынки – как текущие, так и на год-два. Главное – понять, что более вероятно: (а) подъём на восстановлении или (б) долгосрочный спад в японской экономике из-за потери 15 – 20% энергомощностей, части экспортных рынков, роста налогов и дефицита бюджета.

Все развитые страны в ближайшее время пересмотрят взгляды на рост ставок (а рынки, соответственно, «пересмотрят» соотношения валютных курсов), хотя вряд ли полностью откажутся от этой идеи, особенно в Китае и других развивающихся странах.

Котировки госдолгов будут падать, особенно в ЕС. Европа теперь – вообще не главный объект «помощи», т.к. PIGS по сравнению с Японией теперь «в шоколаде».

Американцы воспользуются ситуацией, чтобы захватить доли рынков у японцев, отчасти – у Германии (энергетическое оборудование, особенно - для АЭС, а также – альтернативная энергетика). Нужно покупать американский хай-тек (Applied Materials, Cisco, Intel, Oracle, Nvidea, SanDisk, Micron), машиностроителей (GE, Catepillar, Cummins, Eaton, Emerson Electric, ITT – или просто биржевой фонд XLI) и крупнейших производителей солнечных батарей (First Solar, LDK, Renewable Energy Corp, SuntechPower или биржевой фонд (ETF) на всю альтернативную энергетику PBW).

Сырья Япония будет в ближайшие недели потреблять меньше – нефть может уйти к $90, даже если будут наращивать эмиссию денег в США и еврозоне. Однако есть примеры из прошлого, подтверждающие обратную гипотезу: в прошлые отключения атомных станций был резкий всплеск спроса на нефть и дизель (см. график 2).

Японский кризис порвёт многие технологические цепочки, и это отразится на всех сырьевых рынках (особенно – металлы, химпром). Из металлов быстрее будут расти производители высококачественной стали, титана, свинца, цинка, редкоземельных металлов и алюминия, а затем только меди, никеля и низкокачественной стали. Уран же упадет на 25% и не начнет рост еще полгода-год, но акции уранодобывающих компаний (Cameco, Uranium One, Paladin Resources, Denison Mines) можно будет покупать уже по ценам, на 10-15% ниже текущих.

Автор - управляющий директор Arbat Capital.