Уход иностранных банков из России – тенденция?

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Сегодня уход иностранных банков из России средства массовой информации всё чаще называют тенденцией. За последние два года целый ряд банков с иностранным участием в капитале был вынужден полностью или частично свернуть отдельные направления бизнеса на российском рынке. Такие банки, как Barclays, Morgan Stanley и Swedbank остались на местном рынке, отказавшись лишь от розничной составляющей своего бизнеса. В то время как нидерландский Rabobank вообще закрыл российскую «дочку», а в декабре 2010 г. Россию покинул и испанский Santander, бизнес которого купил банк «Восточный экспресс». О намерении уйти из России заявляла и бельгийская KBC, акционер Абсолют-банка.

Я бы не стал искать единую причину того, что планы материнских компаний по завоеванию российского рынка не оправдались. В каждом случае свою роль сыграли разные факторы или их совокупность. Кто-то не успел достичь необходимого уровня развития до кризиса, кто-то выбрал неподходящую маркетинговую стратегию, некоторые банки привлекли недостаточный объем финансирования, другие не сумели адаптироваться к российским реалиям, адекватно оценить возможности местного рынка и эффективно использовать свои конкурентные преимущества. Есть целый ряд объективных причин ухода иностранных игроков, однако признать это явление тенденцией было бы, по меньшей мере, опрометчиво. У меня как у главы успешного иностранного банка есть все основания это утверждать.

Как я уже упоминал, на мой взгляд, одной из причин ухода некоторых банков из России стала их неспособность адаптироваться к российским реалиям. Привлеченные динамичным развитием местной финансовой среды в докризисный период иностранные банки, по-видимому, попытались использовать привычные для них западные модели развития розничного бизнеса, которые оказались недостаточно эффективными в условиях развивающегося российского рынка. Неудачно было выбрано и время выхода на рынок - непосредственно перед кризисом. Похоже, рыночной экспертизы не хватало, а времени на «раскачку» у них просто не было. Тем не менее, я уверен, что если бы они решили переждать, то получили бы вполне реальные шансы выйти на точку безубыточности, а затем и в прибыль. Но, видимо, у акционеров не хватило выдержки продолжить бизнес. Такая ситуация была, например, у Barclays. Для входа на рынок был приобретен небольшой розничный банк (Экспобанк), скорее всего, чрезмерно оптимистично был оценен потенциал роста российского банковского сектора, и не было уделено должного внимания оценке макроэкономических рисков в условиях финансового кризиса. Результат известен.

Еще одну причину неудачи я вижу в том, что управление розничным бизнесом в России осуществлялось головной организацией, а местным руководителям не были делегированы необходимые полномочия самостоятельно принимать важные стратегические решения. А это очень важный момент, ведь российский рынок своеобразен. Он интересен, в него нужно погрузиться с головой, чтобы понять, как устроены основные процессы и, безусловно, на нем нельзя экономить. В частности, местная среда характеризуется низким уровнем проникновения банковских услуг среди населения, что требует от банков дополнительных затрат на продвижение. Уровень финансовой грамотности населения невысок, и это требует дополнительных бюджетов на просветительскую работу. Кроме того, нужно четко понимать, на какие сегменты «ставить» - ряд продуктов, на которые традиционно рассчитывали многие «иностранцы» (привилегированное обслуживание, ипотека, кредитование девелоперов), себя здесь не оправдали. В итоге головные офисы не стали увеличивать расходы на российские «дочки» из-за их недостаточной оценки внутренних операционных рисков.

Тем не менее, есть целый ряд банков, которые сумели найти и прочно занять свою нишу на российском рынке: Home Credit, UniCredit, Societe Generale, Raiffeisen. Несмотря на кризис, они смогли преодолеть сложный период экономической нестабильности с минимальными потерями и продолжают успешно развиваться. В частности, «Хоум кредит» сумел своевременно перестроить бизнес-модель в 2008-2009 гг., что позволило нам не только сохранить прежние темпы роста, но и стать одним из самых успешных банков на розничном рынке. На сегодняшний день «Хоум кредит» занимает 27,3% рынка потребительских кредитов и 4,6% рынка кредитных карт. При этом потенциал рынка позволяет нам в перспективе рассчитывать на удвоение или утроение нашего бизнеса.

Автор - председатель правления банка «Хоум кредит».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more