Приток капитала гарантирован, но придут ли "длинные деньги"?

Приток капитала можно прогнозировать уже в конце марта - начале апреля. Индикатор - растущие цены на нефть, уже вызвавшие значительное укрепление рубля. Отток должен снизиться, но даже если этого не произойдет, дорогая нефть поможет выйти в ноль или в небольшой плюс, и в дальнейшем, в течение II квартала, позитивная динамика сохранится. А если цены на нефть и вовсе уйдут вверх, например, как прогнозирует министр финансов Алексей Кудрин, ближе к $200/баррель, то нефтедоллары буквально затопят Россию.

Но стоит ли радоваться? Проблема в том, что качество этого притока останется таким же, как раньше: его основу составляют «короткие» деньги. А это совсем не тот иностранный капитал, которого мы ждем. По большому счету необходимо, чтобы притекали прямые иностранные инвестиции — «длинные» ресурсы, за которыми идут технологии и хорошая, современная корпоративная практика. А этим, к сожалению, мы пока похвастаться не можем. Прямые инвестиции из-за рубежа в Россию не идут, вернее, идут, но совсем не в том объеме и не теми темпами, которые нам бы хотелось видеть.

Приток «коротких» денег, безусловно, гораздо быстрее реагирует на растущие цены на нефть и улучшение настроений относительно России. Для финансовых рынков приток «коротких» денег – это неплохо. Но они не так сильно воздействуют на институциональное развитие экономики, поскольку у нас слабо развит механизм перетока ресурсов из финансовых рынков в реальный сектор. К тому же не надо забывать, что «короткие» деньги очень мобильны не только в плане притока, но и в плане оттока. Это значит, что в случае серьезных изменений конъюнктуры, например если происходят какие-то значимые события в стране или в мире,  отток капитала может быть очень массивным. А с учетом того, что деньги всегда утекают стремительнее, чем притекают, стресс для экономики гарантирован. За примерами далеко ходить не надо: мы хорошо помним IV квартал 2008 г. и I квартал 2009 г., когда, несмотря на все усилия ЦБ сгладить девальвацию национальной валюты, рубль, подгоняемый убегающими «горячими» деньгами, стремительно терял в весе.

Конечно, нынешний отток капитала (за январь - февраль, по данным зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, из страны ушло порядка $17 млрд) спровоцирован не последствиями мирового финансового кризиса. Сейчас его главная причина не столько в ускорении вывода денег из страны, сколько в невысоком притоке ресурсов на внутренний рынок. И поэтому нынешний отток капитала — временное явление. Это, скорее, эхо событий 2010 г., когда инвесторы были разочарованы Россией, трендом акций и рубля.