Восстановление Японии может стать импульсом для экономического ренессанса


Статья написана в соавторстве с Алексеем Воробьевым, заместителем начальника управления аналитических исследований «ВТБ капитал управление активами»

В начале марта в Японии произошло крупнейшее землетрясение за последние 90 лет, в результате которого страна понесла значительные потери человеческого капитала, а также уничтожение значительной части материальных и снижение стоимости финансовых активов. По последним данным, ущерб от землетрясения превышает $300 млрд, или почти 6% ВВП, что в три раза больше, чем во время последнего крупного землетрясения в 1995 г. в Кобе. Принимая во внимание значительную роль Японии в мировой экономике, инвесторы задаются вопросом, как природный катаклизм в этой стране повлияет на различные классы активов и экономику в целом.

Основное опасение вызывает способность центрального правительства обслуживать в новых условиях гигантский государственный долг, уровень которого к ВВП составляет 220%, или $11,3 трлн. Страховка от дефолта Японии моментально подорожала на 40 б.п. и все еще находится на 25 б.п. выше, чем до катаклизма. Это отражает неуверенность инвесторов относительно кредитоспособности страны, к тому же положение усугубляет недавнее понижение рейтинга Японии агентством S&P. Банк Японии моментально среагировал на обстановку и объявил об удвоении программы выкупа активов до 10 трлн иен ($118 млрд). Правда, расширение выкупа в значительной степени затрагивает частный сектор и корпоративные облигации, которые тем самым получат значительную поддержку.

Рынок акций отреагировал драматическим падением почти на 20%, однако затем немного восстановился и теперь находится на 10% ниже, чем до катаклизма. Надо отметить, что финансовые мультипликаторы сейчас существенно ниже, чем в 1995 г. при землетрясении в Кобе. Тогда фондовый рынок Японии находился в стадии охлаждения после перегрева 80-х и коэффициент цена/прибыль составлял почти 80. Теперь японские акции торгуются по 16 прогнозных прибылей будущих 12 месяцев, что недорого. Конечно, есть риск, что по мере уточнения понесенных потерь прогноз прибылей японских компаний будет пересмотрен в сторону понижения. Однако, на наш взгляд, инвестиционные возможности остаются и на горизонте ближайших нескольких месяцев будут сконцентрированы вокруг акций компаний энергетики, недвижимости и строительства. Эти отрасли – потенциально основные точки роста в период восстановления экономики от природного катаклизма.

Иена отреагировала укреплением против доллара более чем на 5% на опасениях репатриации капитала в целях восстановления базы материальных активов и урегулирования страховых убытков. Однако соглашение стран G7, которые начали осуществлять интервенции на валютных рынках, в значительной степени препятствует неконтролируемому укреплению японской валюты. Интересно отметить, что аналогичная тенденция укрепления иены наблюдалось в 1995 г., однако курс довольно быстро вернулся на уровни, предшествующие землетрясению.

Природный катаклизм оказывает непосредственное влияние на соотношение спроса и предложения на мировом рынке сырья. Япония потребляет около 20% мирового производства угля, 5-10% базовых металлов основной номенклатуры, 5% сырой нефти и 5% стали. Одновременно страна поставляет на внешние рынки нержавеющую сталь, занимая около 11% в мировом объеме ее производства. Агрегированный индекс стоимости сырья за несколько дней с момента землетрясения просел на 6%, однако сейчас рынки успокоились и цены вернулись на уровни до катаклизма. Повреждение и отключение инфраструктуры атомных реакторов, занимающих около 30% в энергобалансе страны, формируют на рынках сырья дополнительный спрос на основные заменители ядерного топлива – газ, нефть и уголь, и в этом контексте глобальные нефтегазовые и угледобывающие компании будут находиться на передовой инвестиционного спроса.

Ситуация в Японии оказывает и косвенное влияние на мировую экономику. Остановка японских заводов негативно влияет на поставку продукции с высокой добавленной стоимостью на мировой рынок, такой как автомобили, полупроводники, электронная техника и др., что создает питательную почву для усиления и без того растущих инфляционных ожиданий на потребительских рынках.

Наконец, один из основных вопросов, который сейчас волнует инвесторов, – что будет дальше в целом с японской экономикой, и без того измученной долгим периодом дефляции. Надо отметить, что в ответ на удар стихии власти Японии принимают достаточно оперативные меры по стимулированию экономики. Помимо объявленного удвоения программы выкупа активов теперь можно практически не сомневаться в сохранении на неопределенный период политики нулевых процентных ставок Банком Японии и значительном росте расходов государственного бюджета на восстановление разрушенной инфраструктуры. Участие международного сообщества капиталом, технологиями, людьми в устранении последствий катастрофы также является немаловажным стимулом для ускорения выхода экономики из анабиоза.

В качестве основного сценария пока можно рассматривать стагнацию в ближайшие несколько кварталов и дальнейшее интенсивное восстановление экономики с полной загрузкой мощностей, ростом занятости и капиталоемкости. Это позволит существенно сократить разрыв между потенциально возможным и текущим ростом экономики и, кто знает, возможно, послужит импульсом для долгосрочного экономического ренессанса.

Автор - руководитель бизнеса портфельных инвестиций \"ВТБ капитал управление активами\".