Как Китай планирует свое будущее


Китайские лидеры обеспокоены тем, в каком направлении сейчас развивается страна. В результате нехватки рабочей силы и роста зарплат в некоторых сегментах производственного сектора (прежде всего, дешевых товаров) некоторые компании переводят производство в страны с меньшими издержками, такие как Вьетнам. Это может привести к росту безработицы в экспортоориентированных отраслях; если запустить эту ситуацию, то вкупе с ускоряющейся инфляцией она может привести к социальным волнениям и протестам работников. Впрочем, в китайском правительстве осознают остроту подобных вопросов; многие из них поднимаются в новом пятилетнем плане.

Принятый в марте 2011 г. план на 12-ю пятилетку включает программу по переориентации экономики с дешевого экспорта на внутреннее потребление. Можно надеяться, что это поможет нивелировать дисбалансы в мировой экономике. Правда, Китай сейчас доминирует в таком количестве секторов потребительских и, во все большей степени, технических товаров, что более высокий курс юаня может привести к еще большим дисбалансам, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, так как у покупателей нет других источников предложения.

Пятилетний план предусматривает реформы в 12 областях: 1) развитие сектора услуг, таких как страхование, банки, розничная торговля и т.д., 2) развитие промышленности с упором на извлечение добавленной стоимости, 3) стимулирование местных инноваций, 4) снижение зависимости от мирового спроса и политических решений, 5) снижение напряженности в торговых отношениях путем увеличения импорта, 6) сокращение доли государственного финансирования капитальных инвестиций, 7) решение вопросов защиты окружающей среды, 8) повышение энергоэффективности и ограничение потребления энергии, 9) более эффективное распределение богатств, создающихся в результате экономического роста, 10) недопущение волнений в рабочей среде путем решения вопросов о правах наемных работников и повышения роли профсоюзов, 11) реагирование на жалобы граждан в вопросах жилищного и медицинского обеспечения, образования и т.д., 12) сокращение неравенства между регионами.

Этот план, похоже, свидетельствует, что правительство намерено ориентироваться не просто на достижение высоких темпов экономического роста, но на обеспечение более качественного развития страны, на построение "гармоничного общества". По мнению многих экономистов, чтобы этого доиться, властям придется в большей степени полагаться на частный капитал и рынок. Это означает, что правительству, в конечном итоге, придется смягчить контроль над крупными государственными предприятиями, чтобы они могли вести международную экспансию. Другими словами, правительству нужно меньше полагаться на распределение ресурсов и позволить потребителям решать, куда и как их распределять. То есть правительство должно уделять первостепенное внимание инфраструктуре, развитию человеческого капитала, обеспечивать предоставление качественных услуг в области образования, социального и медицинского обеспечения.

Китайское правительство движется в этом направлении с тех пор, как Дэн Сяопин открыл страну миру и начал экономические преобразования. Доля госпредприятий в общем объеме промышленного производства сократилась с 78% в 1978 г. до примерно 30% в 2009 г. Тем не менее, правительство по-прежнему в значительной степени контролирует такие области, как цены на зерновые и энергоносители, размеры зарплат в государственных и многих публичных, но контролируемых им компаниях.

Легко можно заметить, как в Китае формируется общество потребления. Так, страна стала крупнейшим автомобильным рынком в мире с годовым объемом продаж 18 млн машин против 13 млн в США.

Мы стали свидетелями роста использования кредитных карт, минимальной зарплаты в большинстве провинций и дивидендных выплат акционерам госкомпаний. Правительство хочет дать потребителям больше денег за счет повышения банковских процентных ставок, чтобы люди получили больший доход от сбережений, а также за счет снижения подоходного налога и развития потребительского кредитования. Кроме того, правительство строит больше доступного жилья и увеличивает социальные расходы, чтобы людям не приходилось откладывать так много денег на образование, медицинское обслуживание и пенсию. С учетом того, что по уровню доходов к среднему классу в Китае относится 157 млн человек (это примерно половина населения США), существуют значительные возможности для расширения секторов, смежных с потребительским.

Мне доводилось слышать недоуменные вопросы инвесторов по поводу слабых результатов фондового рынка Китая в прошлые годы, несмотря на долгосрочный позитивный прогноз по развитию страны. Я хотел бы привлечь внимание к одному важному фактору. Будучи инвесторами на рынке капитала, мы смотрим на конкретные акции, а не на рынок в целом. А ситуация на рынке материкового Китая, где торгуются акции класса А, значительно отличается от ситуации на рынке Гонконга, где обращаются акции класса H и где мы их покупаем. Рынок акций класса А обычно закрыт для иностранных инвесторов, юань на этом рынке не конвертируем, плюс неэффективная структура капитальных затрат, плюс систематическая нехватка акций – все эти факторы способствуют более высокой волатильности. Кроме того, низкие результаты более широкого китайского рынка акций класса А в прошлом году были связаны с возобновлением IPO, которых в материковом Китае стало значительно больше, – они выкачивают из уже торгующихся акций значительный объем ликвидности, которая перетекает в новые компании, стоящие дороже. Мы же продолжаем фокусироваться на акциях класса Н и так называемых «красных фишках», т.е. бумагах второго эшелона, которые торгуются в Гонконге. Именно здесь мы находим самые интересные возможности. Необходимо помнить, что рынки развиваются циклически, и, с этой точки зрения, как сами инвестиции, так и китайский рынок не являются исключением. Это подчеркивает важную роль терпения и нашу точку зрения, что у любого серьезного инвестора должен быть хотя бы пятилетний инвестиционный горизонт.

Печатается с разрешения Templeton Asset Management

Автор - управляющий директор Templeton Asset Management.