Развитие бизнеса для многих страховщиков важнее оценки рисков


Российские страховые компании начинают наращивать долю акций в структуре инвестиций, но самым популярным объектом вложений были, есть и будут все равно банки. Потому что именно они помогают страховщикам развивать бизнес. И в этом есть серьезная проблема: развитие бизнеса для многих важнее оценки рисков.

Доля акций в период острой фазы кризиса в структуре инвестиций российских страховщиков упала с 12% до 8%, а по состоянию на начало 2011 г. подскочила до 15%. При этом банковские инструменты были и остаются главным объектом вложений страховых компаний (65% в кризис, 63% до кризиса и сейчас).

С чем связана такая большая доля именно банковских инструментов, довольно-таки очевидно. Первое – банки и страховые компании сильно пересекаются по бизнесу. Банки, в сущности, – важнейший канал продаж для большинства страховщиков. И в таком случае действует модель, которую называют «нефть в обмен на продовольствие» (точнее – «бизнес в обмен на депозиты»).

К сожалению, инвестиции страховых компаний в России – это не инвестиции в западном понимании. Страховые компании зарабатывают на депозитах, но не прямым образом, а продвигая страховой бизнес через банки, где депозиты размещены.

Вложения в банки – это реальная и относительно надежная часть инвестиционного портфеля страховщиков (по крайней мере, это большей частью не «нарисованные» инвестиции и не липовые ценные бумаги). Но, к сожалению, надежность для многих из них – это не критерий для инвестиций.

Доля инвестиций с высоким кредитным риском у страховых компаний достаточно велика: доля объектов вложений с рейтингами ниже В+ по шкале «Эксперт РА» или ниже, соответственно, ССС по шкале S&P и Fitch составляет примерно 35-40%, и это очень много.

Конечно, объем реализации кредитных рисков (просрочки, неплатежеспособные эмитенты и банки и т. д.) на балансах страховых компаний – около 5% в целом по отрасли от инвестиций и еще примерно столько же по дебиторской задолженности. В совокупности, это немногим больше, чем в банковском секторе. Хуже то, что если даже не очень крупные банки управляют рисками более-менее системно (отбор заемщиков, анализ ценных бумаг – это технологические и регламентированные процессы), то страховщики за исключением буквально нескольких крупных компаний делают это хаотично.

Риск-менеджмент в части инвестирования и размещения резервов, как правило, отсутствует. Лимиты по уровню кредитного риска (рейтинги, оценка платежеспособности), рыночного и валютного риска не ставятся. Управление активами типичного страховщика происходит достаточно примитивно и подчинено целям наращивания страхового портфеля. Иначе говоря, если нужно для роста премий положить n миллионов в банк с очень низкими кредитными рейтингами – ну и черт с ними, с рейтингами, бизнес надо брать. А то, что через полгода ни банка, ни бизнеса может уже не быть, так это далекое будущее.

И если снова начнется гонка за премиями (фактически уже начинается), то вместо 4 принципов инвестиций (надежность, доходность, возвратность и срочность) страховщики будут видеть только один – «премиабельность»: инвестиции должны привлекать клиентов и развивать каналы продаж.

Автор - заместитель гендиректора рейтингового агентства \"Эксперт РА\".