Серебряная пуля сразила спекулянтов?


Рынок серебра стал в мае лидером по скорости падения среди финансовых и товарных рынков мира. За последние четыре дня цена за унцию упала с примерно $49,79 до почти $34 (по результатам на 05.05.11), или на 32%. Символический 50-долларовый «потолок» не был пробит, а аналитики, предсказывавшие рост металла в 2011 г. до $72 и даже $80, теперь гадают, остановится ли падение на $35 или $32. Работавшие в долг спекулянты последние пару дней стремительно распродавали фьючерсы, а покупавшие серебро на последней стадии роста пенсионные фонды и домохозяйки теперь избавляются от «драгоценного» металла, который им любезно предлагали в форме торгуемых на бирже серебряных фондов (вроде SLV).

График притока средств в фонд SLV

Настоящая паника ещё не началась, т.к. многие надеются на «отскок» или даже на продолжение роста: ведь серебро – «почти как золото», а, значит, должно было расти в период нестабильности и падающего доллара. В ход пускаются любые истории, вроде грядущего роста спроса на серебро со стороны сотен миллионов небогатых «индийцев среднего класса» (у которых «нет денег на золото, а накапливать драгоценности и бороться с инфляцией как-то надо») или слухов о богатейшем человеке мира, «крупнейшем игроке рынка» и владельце серебряных рудников мексиканце Карлосе Слиме, который якобы продолжает игру на повышение и скупит по дешёвке всё то, что продают незадачливые спекулянты.

 

Наша позиция, если коротко, состоит в том, что до начала следующего масштабного притока ликвидности на рынки (от ФРС или ЕЦБ) серебро больше не поставит новых максимумов. А ввиду того, что такой приток маловероятен в ближайшие месяцы, серебро, скорее всего, войдёт в «падающий коридор» с высокой волатильностью.

 

Прежде, чем коснуться фундаментальных факторов (индекс доллара, рост мирового ВВП, спрос на сырьё, развитие долгового кризиса в Европе и уровень политических рисков), вспомним предкризисный период: за период с августа 2007 г. до марта 2008 г. серебро в два прыжка удвоилось в цене (с $10-11 до $20-21 долл.), намного опередив по темпам роста не только другие металлы, но и все классы финансовых активов (включая золото, нефть, медь, фондовые индексы развивающихся рынков и т.п.). Инвестбанковские аналитики тогда говорили о недооцененности серебра относительно других драгметаллов, о росте физического спроса в Индии, о неизбежности роста цен ввиду падения доллара. И это было справедливо, а те, кто купил и держал серебро до весны кризисного 2008 г. чувствовали себя героями. С объявлением о проблемах Bear Stearn, которые стали первым звонком надвигающегося краха рынков, серебро обвалилось до $16, за лето металл сначала вырос до $20, а потом упал ниже $13, причём – ещё за пару месяцев до гибели Lehman Brothers. Затем серебро находилось в падающем коридоре ещё почти полгода, но основное снижение в нём всё же произошло намного раньше обвала акций и курса евро к доллару, что подтверждает опережающий характер таких индикаторов, как цены сырьевых товаров, для финансовых рынков.

То, что происходило с серебром с осени 2010 г. и до сегодняшнего дня, во многом напоминает ситуацию 2007-2008 гг., но с той существенной разницей, что столь масштабного финансового кризиса в 2011-2012 гг. не будет. Падение серебра стало результатом сразу нескольких факторов: многократное повышение уровня маржинальных требований на фьючерсных биржах и брокерами для своих клиентов, а также снижение риска национализации серебряный рудников в Боливии. У уже потом это движение усилилось принудительным закрытием увлекшихся спекуляциями с переоцененным активом инвесторов. Фактором дальнейшего снижения цен на серебро может стать разворот курса доллара к евро и к основным сырьевым валютам. Этого разворота не стоит ждать до того, как рынки поверят в устойчивость восстановления американской экономики, а, значит, – и в начало цикла повышения ставок ФРС. Кроме того, ЕЦБ должен будет окончательно определиться с масштабами помощи странам PIIGS и кредитовавшим их банкам, а основные «скелеты в шкафах» не особо прозрачных европейских бюджетов и финансовых институтов должны будут предстать перед рыночными аналитиками.

Высокие цены на многие виды сырья вновь, как и перед кризисом 2008 г., отражают не столько растущий физический спрос, сколько быстрый переток средств спекулянтов и инвестиционных фондов на рынок сырьевых фьючерсов. История, таким образом, скорее всего, повторяется, хотя и в намного меньших масштабах, чем два года назад. В серебре в ближайшие 3-4 недели мы можем даже увидеть краткосрочный рост на 10% и более, он будет связан с завершением экстренного закрытия коротких позиций. Этот отскок даст возможность вновь открыть короткие позиции по серебру и подождать, пока в течение лета придут новости, «хорошие для доллара США и плохие для всех остальных». Скорее всего, сначала они придут из Греции и из европейских банков, имеющих на балансе наибольшие объёмы ставших почти «мусорными» суверенных бондов.

 

Возможна и ситуация, благоприятная для крупных покупателей серебра, рассчитывающих на продолжение политики количественного смягчения в США во втором полугодии (тем более, что убийство Бен Ладена укрепило позиции администрации Обамы и это, безусловно, повлияет на экономическую политику в краткосрочной перспективе). Так, например, если мы узнаем о банкротстве крупного хедж-фонда, поставившего слишком много на металлы, включая серебро, цены фьючерсов могут продемонстрировать локальное «дно» (для серебра – где-то между 26 и 32), и после этого начнётся новый рост; правда, маловероятно, что он будет столь же продолжительным и масштабным, как в предыдущие полгода. Всё равно возможности для бесконечного количественного смягчения у США нет, и слишком слабый доллар (в диапазоне $1,5-1,6 к евро) не выгоден США.

Автор - управляющий директор Arbat Capital.