Сбербанк обнаружил недостатки в законодательстве о лотереях

Сбербанк предлагает запретить в России любые лотереи, кроме государственных, и установить финансовые требования к операторам лотерей

С жалобой на несовершенство российского лотерейного законодательства к министру экономического развития Эльвире Набиуллиной обратился президент Сбербанка Герман Греф (письмо есть у «Ведомостей»). Продажи лотерей в России существенно ниже, чем даже в Восточной Европе, сетует Греф: в России человек тратит в среднем $1,5 в год на лотерейную продукцию, а в Польше – $30, в Венгрии – более $70, в Западной Европе – до $420. Доверие к лотереям отсутствует, продолжает Греф, только 9,2% взрослого населения приобретает лотерейные билеты чаще трех раз в год.

Основная причина Сбербанку видится в пробелах в законодательстве: оно позволяет использовать игровые автоматы под видом лотерей; попустительствует нецелевому использованию выручки; ограничивает частоту проверок лотерейных компаний одной в три года. Объем рынка Сбербанк оценил в $200–230 млн в 2010 г.

Банк предложил поправки (есть у «Ведомостей) в закон «О лотереях»: нужно не допускать появления новых негосударственных, муниципальных и региональных лотерей. Прозрачности рынка, по мнению банка, будут способствовать финансовые требования к операторам лотерей: уставный капитал – не менее 300 млн руб., внесенных деньгами, банковская гарантия на три года на выплату целевых отчислений, которые могут быть только выплатами в бюджет. Сбербанк требует также прекратить использование игровых автоматов под прикрытием лотерей: билет может быть только на материальном носителе.

Правительство поручило Минэкономразвития и другим ведомствам представить предложения о реформировании лотерейного рынка, в том числе для повышения его бюджетной эффективности, говорит директор департамента министерства Иван Осколков: у отрасли есть потенциал, обсуждается государственная монополия на право проведения лотереи. «Проводить лотереи будут частные операторы, – объясняет Осколков, – но количество лотерей и их формат будет определять государство». Требования к операторам нужны, но подробно они пока не разрабатывались, продолжает он, обсуждается и поступление целевых отчислений от лотерей только в бюджет: «Сейчас они генерируются в бюджет всего несколькими лотереями, а статистики по сборам от их проведения просто нет».

Разрешения на лотерейный бизнес выдает Федеральная налоговая служба, в ее реестре на 4 мая 2011 г. более 3700 лотерей. Минимум половина выручки от продажи билетов идет в призовой фонд, 20–30% – на производство и распространение, 10% – целевые отчисления, а оставшееся делят оператор и организатор лотереи.

«Полноценная госмонополия не получится, тогда государство должно стать организатором, оператором и распространителем, а это сотни миллионов долларов затрат на построение системы, – говорит топ-менеджер крупной лотерейной компании. – Предложенная полумера не сильно переменит существующую ситуацию: разрешения и так выдает госорган».