Статья опубликована в № 2887 от 05.07.2011 под заголовком: Россию не покупают

Российские IPO вышли из моды

В первом полугодии состоялась лишь половина из анонсированных IPO российских компаний, причем большинство размещений – по нижней границе ценового диапазона. Инвесторы разрывались между малоизвестными компаниями и опасались долгового кризиса
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На первое полугодие 2011 г. планировалось 12 IPO российских компаний на зарубежных площадках общим объемом около $9,5 млрд, но состоялась из них только половина на сумму $3,6 млрд, подсчитал для «Ведомостей» аналитик UFG Wealth Management Антон Толмачев. Впрочем, результат все равно лучше, чем в первом полугодии 2010 г. Тогда в весеннее окно планировалось провести семь IPO общим объемом $4,1 млрд, но удалось пять на $3,1 млрд, причем большую часть ($2,2 млрд) этой суммы дало размещение UC Rusal в Гонконге. На российских биржах в этом году размещений не было, констатирует Максим Лобада из БКС. В прошлом году их было пять: «Русское море», КТК, РНТ, «Диод» и «Протек», из которых в первом полугодии разместились три.

Безусловно, такой результат (с размещениями на западных площадках) связан с конъюнктурой, причем это не российская, а глобальная тенденция, отмечает вице-президент Газпромбанка Андрей Зокин: «По сути, спросом в IPO пользуются только компании высокотехнологичного сектора». Позитив в этом году, безусловно, на счету «Яндекса» (единственный российский эмитент, разместившийся в США), на который пришлось $1,3 млрд от всего объема размещений; вопреки опасениям по поводу переоцененности его акций на IPO в сравнении с аналогами его бумаги не упали после размещения и торгуются на 40% выше цены размещения, солидарен Толмачев. Если высокотехнологичный сектор убрать, то картина по российским IPO будет не очень воодушевляющая, хотя размещение Номос-банка можно отнести к успешным, сетует Зокин. Черная полоса для российских компаний началась в феврале на страхах по поводу усугубления кризиса госфинансов периферийных стран ЕС, в результате были отменены IPO целого ряда компаний, отмечает Толмачев.

Впрочем, конъюнктура – не единственная проблема для российских эмитентов. По части IPO произошел недостаточный премаркетинг, инвесторы должны были рассматривать 10 параллельных сделок, а вышли компании, которые были не очень им известны, и они просто физически не могли выбрать подходящую сделку и им не помогли в этом, отмечает Зокин. Кроме того, компании в глазах собственников стоят дороже, а инвесторы хотят серьезного дисконта в районе 25–30%, на который многие компании не готовы пойти, «идет фундаментальное расхождение между ценой покупателя и ценой продавца».

На наших площадках основным игроком будет государство, размещая пакеты в рамках программы приватизации, оно рассчитывает на привлечение $9 млрд, причем большая часть этой суммы пройдет через наши площадки, отмечает Лобада. Недавно компания «Фосагро» сообщила, что намерена разместить свои бумаги на трех площадках: ММВБ, РТС, LSE. Компания оценивается организаторами IPO в $6–8 млрд.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more