Российские IPO вышли из моды

В первом полугодии состоялась лишь половина из анонсированных IPO российских компаний, причем большинство размещений – по нижней границе ценового диапазона. Инвесторы разрывались между малоизвестными компаниями и опасались долгового кризиса

На первое полугодие 2011 г. планировалось 12 IPO российских компаний на зарубежных площадках общим объемом около $9,5 млрд, но состоялась из них только половина на сумму $3,6 млрд, подсчитал для «Ведомостей» аналитик UFG Wealth Management Антон Толмачев. Впрочем, результат все равно лучше, чем в первом полугодии 2010 г. Тогда в весеннее окно планировалось провести семь IPO общим объемом $4,1 млрд, но удалось пять на $3,1 млрд, причем большую часть ($2,2 млрд) этой суммы дало размещение UC Rusal в Гонконге. На российских биржах в этом году размещений не было, констатирует Максим Лобада из БКС. В прошлом году их было пять: «Русское море», КТК, РНТ, «Диод» и «Протек», из которых в первом полугодии разместились три.

Безусловно, такой результат (с размещениями на западных площадках) связан с конъюнктурой, причем это не российская, а глобальная тенденция, отмечает вице-президент Газпромбанка Андрей Зокин: «По сути, спросом в IPO пользуются только компании высокотехнологичного сектора». Позитив в этом году, безусловно, на счету «Яндекса» (единственный российский эмитент, разместившийся в США), на который пришлось $1,3 млрд от всего объема размещений; вопреки опасениям по поводу переоцененности его акций на IPO в сравнении с аналогами его бумаги не упали после размещения и торгуются на 40% выше цены размещения, солидарен Толмачев. Если высокотехнологичный сектор убрать, то картина по российским IPO будет не очень воодушевляющая, хотя размещение Номос-банка можно отнести к успешным, сетует Зокин. Черная полоса для российских компаний началась в феврале на страхах по поводу усугубления кризиса госфинансов периферийных стран ЕС, в результате были отменены IPO целого ряда компаний, отмечает Толмачев.

Впрочем, конъюнктура – не единственная проблема для российских эмитентов. По части IPO произошел недостаточный премаркетинг, инвесторы должны были рассматривать 10 параллельных сделок, а вышли компании, которые были не очень им известны, и они просто физически не могли выбрать подходящую сделку и им не помогли в этом, отмечает Зокин. Кроме того, компании в глазах собственников стоят дороже, а инвесторы хотят серьезного дисконта в районе 25–30%, на который многие компании не готовы пойти, «идет фундаментальное расхождение между ценой покупателя и ценой продавца».

На наших площадках основным игроком будет государство, размещая пакеты в рамках программы приватизации, оно рассчитывает на привлечение $9 млрд, причем большая часть этой суммы пройдет через наши площадки, отмечает Лобада. Недавно компания «Фосагро» сообщила, что намерена разместить свои бумаги на трех площадках: ММВБ, РТС, LSE. Компания оценивается организаторами IPO в $6–8 млрд.