Статья опубликована в № 2889 от 07.07.2011 под заголовком: Бумажка на $100 млн

Сбербанк продвинул электронные документы

Сбербанку удалось сэкономить порядка $100 млн за 1,5 года благодаря «конструктивному взаимодействию» со своим крупнейшим акционером – Центральным банком. Сбербанк пролоббировал в ЦБ отмену требования о ежедневной сортировке вручную миллионов выписок по счетам
М.Стулов
Сбербанк

Крупнейший банк Восточной Европы. Основной акционер – Центробанк (57,6%). Капитализация – 2,33 трлн руб. Финансовые показатели (МСФО, I квартал 2011 г.): активы – 8,69 трлн руб., капитал – 1 трлн руб., прибыль – 86,7 млрд руб.

Благодаря тому что ЦБ отменил «один из документов», Сбербанку удалось сэкономить около $100 млн, рассказал президент банка Герман Греф на годовом собрании акционеров 3 июня (стенограмма недавно появилась на сайте банка). Речь идет об изменении процедуры закрытия операционного дня, объяснила пресс-служба Сбербанка. «Раньше действовало требование ЦБ о распределении ордеров за день по 20-значным номерам в порядке возрастания, – говорится в ее ответе. – Соответственно, в конце каждого операционного дня сотрудники вынуждены были вручную раскладывать все ордера по 20-значным номерам в порядке возрастания».

«До ноября 2009 г. процедура закрытия операционного дня в банках выглядела так: сотрудники вручную сортировали выписки по всем проведенным за день операциям в порядке возрастания этих номеров. Дальше все эти пачки выписок поднимались из отделений в филиалы, из филиалов – в головную структуру, все выписки сшивались – и так каждый операционный день», – рассказывает главбух Первого республиканского банка Татьяна Меркулова.

В ноябре 2009 г. ЦБ изменил процедуру: было разрешено сортировать выписки не по 20-значным номерам счетов, а по первым пяти знакам балансовых номеров. Но главное – это сопровождалось переходом на электронное хранение документов, когда может быть настроена автоматическая сортировка, поясняет Меркулова.

«До ноября 2009 г. рабочий день сотрудников отделений Сбербанка был в среднем на 1 час длиннее – сотрудники после закрытия отделения вручную сортировали выписки за весь день», – подтверждает председатель Московского банка Сбербанка Максим Полетаев. По его словам, отказ от «бумажной процедуры позволил сократить расходы на оплату этих дополнительных часов работы сотрудников».

Как считалась названная Грефом цифра в $100 млн, непонятно, но она не поражает воображение, учитывая, что у Сбербанка около 20 000 отделений: получается примерно $5000 на отделение за 1,5 года.

Некоторые банки экономят так уже давно. «Мы лет 10 ведем оборот документов и их хранение только в электронном виде, делая бумажные копии, когда пришла проверка из ЦБ и потребовала выписки за определенные дни», – рассказывает один банкир, признавая, что формально это было нарушением.

«Мы приглашали руководство ЦБ в свой допофис и показывали, как сложно работала прежняя операционная процедура», – говорит Полетаев. «Степень родства» Сбербанка и ЦБ ускорила продвижение этой инициативы, хотя все банковское сообщество уже давно лоббировало отмену бумажной процедуры, признает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать