Сбербанк продвинул электронные документы

Сбербанку удалось сэкономить порядка $100 млн за 1,5 года благодаря «конструктивному взаимодействию» со своим крупнейшим акционером – Центральным банком. Сбербанк пролоббировал в ЦБ отмену требования о ежедневной сортировке вручную миллионов выписок по счетам
М.Стулов

Сбербанк

Крупнейший банк Восточной Европы. Основной акционер – Центробанк (57,6%). Капитализация – 2,33 трлн руб. Финансовые показатели (МСФО, I квартал 2011 г.): активы – 8,69 трлн руб., капитал – 1 трлн руб., прибыль – 86,7 млрд руб.

Благодаря тому что ЦБ отменил «один из документов», Сбербанку удалось сэкономить около $100 млн, рассказал президент банка Герман Греф на годовом собрании акционеров 3 июня (стенограмма недавно появилась на сайте банка). Речь идет об изменении процедуры закрытия операционного дня, объяснила пресс-служба Сбербанка. «Раньше действовало требование ЦБ о распределении ордеров за день по 20-значным номерам в порядке возрастания, – говорится в ее ответе. – Соответственно, в конце каждого операционного дня сотрудники вынуждены были вручную раскладывать все ордера по 20-значным номерам в порядке возрастания».

«До ноября 2009 г. процедура закрытия операционного дня в банках выглядела так: сотрудники вручную сортировали выписки по всем проведенным за день операциям в порядке возрастания этих номеров. Дальше все эти пачки выписок поднимались из отделений в филиалы, из филиалов – в головную структуру, все выписки сшивались – и так каждый операционный день», – рассказывает главбух Первого республиканского банка Татьяна Меркулова.

В ноябре 2009 г. ЦБ изменил процедуру: было разрешено сортировать выписки не по 20-значным номерам счетов, а по первым пяти знакам балансовых номеров. Но главное – это сопровождалось переходом на электронное хранение документов, когда может быть настроена автоматическая сортировка, поясняет Меркулова.

«До ноября 2009 г. рабочий день сотрудников отделений Сбербанка был в среднем на 1 час длиннее – сотрудники после закрытия отделения вручную сортировали выписки за весь день», – подтверждает председатель Московского банка Сбербанка Максим Полетаев. По его словам, отказ от «бумажной процедуры позволил сократить расходы на оплату этих дополнительных часов работы сотрудников».

Как считалась названная Грефом цифра в $100 млн, непонятно, но она не поражает воображение, учитывая, что у Сбербанка около 20 000 отделений: получается примерно $5000 на отделение за 1,5 года.

Некоторые банки экономят так уже давно. «Мы лет 10 ведем оборот документов и их хранение только в электронном виде, делая бумажные копии, когда пришла проверка из ЦБ и потребовала выписки за определенные дни», – рассказывает один банкир, признавая, что формально это было нарушением.

«Мы приглашали руководство ЦБ в свой допофис и показывали, как сложно работала прежняя операционная процедура», – говорит Полетаев. «Степень родства» Сбербанка и ЦБ ускорила продвижение этой инициативы, хотя все банковское сообщество уже давно лоббировало отмену бумажной процедуры, признает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.