Инвесторы и банки - организаторы IPO не доверяют друг другу

Инвесторы, которые покупают акции компаний на IPO, и букраннеры, которые предлагают эти акции к продаже, не доверяют друг другу – таков результат опроса, проведенного Financial News среди более чем сотни участников рынка

С начала года в Европе 75% из 29 запланированных крупных IPO не состоялось либо акции эмитентов торгуются сейчас ниже цены размещения. Фактически это означает, что инвесторы – пусть и не сразу – оценили акции ниже, чем букраннеры (в России их обычно называют банками-организаторами). У России, кстати, такой же результат: из 12 размещений в первом полугодии шесть отменено, а три компании из шести разместившихся торгуются ниже первоначальной цены. На этом фоне результаты опроса Financial News не удивляют: 95% инвесторов-респондентов либо не верят тому, что им говорят банки-организаторы относительно спроса на размещаемые бумаги, либо верят не до конца и хотят большей прозрачности.

На непоследовательность банков-букраннеров при определении цены жалуются 42% участников опроса, считающих, что те предлагают либо слишком высокую, либо слишком низкую цену. Например, после майского IPO трейдера Glencore его акции, размещенные в Лондоне по 530 пенсов, опускались в июне до 466,65 пенса (вчера в 20.00 МСК – 503 пенса). 14 июня Glencore сообщила, что прибыль в I квартале составила $1,3 млрд, тогда как аналитики ожидали $1,5 млрд; акции в тот день рухнули на 4,5%. «Очень неприятно, что через несколько недель мы увидели понижение прогнозов, которые [банки-]консультанты оглашали во время IPO», – жалуется Айвор Петер, управляющий портфелем Royal London Asset Management, купивший 2,9 млн акций Glencore.

Динамика акций Glencore резко контрастирует с котировками сети профессиональных контактов LinkedIn, которые в первый день торгов в Нью-Йорке в мае выросли на 109%. Это заставило крупного венчурного инвестора Питера Тиля заявить, что банки вообще плохо понимают потенциал бизнеса в интернете.

34% опрошенных недовольны тем, что сначала заявки принимаются по слишком высокой цене, которая в последний момент резко снижается. «В IPO есть изначальный конфликт, – говорит управляющий фонда Schroeders Ник Киррадж. – Директора [компаний] готовы отказаться от сделки, если цена размещения слишком низка, а банки всеми силами стараются IPO провести, так как им это очень выгодно».

Информации об эмитентах недостаточно, жалуются инвесторы. Они хотят, чтобы премаркетинговый период длился дольше.

Банки, в свою очередь, обвиняют управляющих в том, что те не говорят четко, сколько акций хотят купить. «Инвесторы должны предоставлять точную информацию, чтобы эмитенты понимали, по какой цене рынок готов покупать акции, а букраннеры устанавливали не слишком большой ценовой коридор», – говорит сотрудник инвестбанка, участвовавший в опросе.

Инвесторы считают, что комиссионные банкиров должны составлять 1–2% от объема размещения, банкиры – что 2–3% и выше. Банки требуют «слишком агрессивные» комиссионные и, чтобы обосновать это, дают клиентам завышенные, нереалистичные ценовые обещания, заявили в мае Люк Чэппел и Джеймс Макферсон, руководители британского подразделения BlackRock, крупнейшей в мире компании по управлению паевыми фондами.