Долговой кризис добрался до Италии

Две страны – колыбели европейской цивилизации могут похоронить проект единой Европы. Теперь проблемы не только у Греции, но и у Италии, долги которой составляют $1,8 трлн

Долговая колыбель. 1096,57

миллиарда евро составляет долг Италии перед иностранными банками, в том числе 783,43 млрд евро – перед европейскими. Банкам Франции Италия должна 389,09 млрд евро, Германии – 162,29 млрд евро Источник: Банк международных расчетов

Инвесторы усомнились в кредитоспособности Италии, госдолг которой на конец 2010 г. составлял 119% ВВП. Вчера доходность итальянских 10-летних гособлигаций выросла на 33 базисных пункта до максимальных с 1997 г. 6,02% (еще в прошлый четверг она была 5,18%). Многие эксперты считают критическим уровень 7%, когда рынок частного капитала закрывается для суверенного заемщика. Между достижением устойчивого уровня в 6% по доходности 10-летних бондов Греции, Ирландии и Португалии и скачком выше 7%, за которым следовало обращение за международной помощью, проходило в среднем 39 дней, подсчитал аналитик Evolution Securities Гэри Дженкинс.

Дальнейшее ухудшение ситуации грозит парализовать восстановление мировой экономики и привести к новому витку кризиса, предупредили аналитики Bank of America Merrill Lynch. «Италия, третий по величине рынок гособлигаций в мире после Японии и США, может представлять системную опасность. Ее проблемы с привлечением капитала, а тем более кризис госдолга будут иметь последствия, которые распространятся далеко за пределы еврозоны», – говорится в их докладе.

Вчера Италии удалось разместить годовые векселя на 6,75 млрд евро, правда по гораздо более высокой ставке – 3,67%, чем на предыдущем аукционе 10 июня – 2,147%. Экономика Италии еле растет и на рынках боятся, что увеличение расходов на обслуживание долга сведет на нет выгоды от первичного профицита бюджета, отмечает Ричард Макир из Rabobank International. Впрочем, сам факт того, что аукцион состоялся, а также слухи о выходе на рынок Европейского центробанка (ЕЦБ) несколько успокоили инвесторов: доходность 10-летних бондов снизилась до 5,617% (на 20.00 МСК). Курс евро, падавший с $1,404 до $1,3838, почти вернулся к $1,4 (см. статью на стр. 09).

Под огнем оказались и итальянские банки. 24 июня Moody’s изменило прогноз рейтинга 13 средних банков на «негативный» и предупредило о возможности понижения рейтинга еще 16. Неделей ранее агентство поставило рейтинг Италии, долги которой составляют $1,8 трлн, на пересмотр в сторону возможного понижения. Акции крупнейших банков – Unicredit и Intesa в понедельник падали на 6,3 и 7,7% соответственно (а с 1 июля падение получалось более чем на 20%). Вчера акции отыграли 3–6%.

Каждая новая волна европейского кризиса становится все сильнее, отмечает начальник аналитического отдела Сбербанка Николай Кащеев: Греция в начале 2010 г.; Ирландия и Португалия; снова Греция, к которой добавляются Испания (доходность ее 10-летних бондов вчера достигала 6,25%) и Италия. Можно в очередной раз залить проблему деньгами, но какой силы тогда будет следующая волна, задается вопросом Кащеев: проблема в неконкурентоспособности периферийных экономик, включая итальянскую, и они не в состоянии расти так, чтобы расплачиваться по долгам.

О том, как поддержать периферию, в понедельник и вторник вели переговоры представители правительств и институтов Евросоюза, но конкретных решений не достигли. По предложению Института международных финансов они, в частности, обсуждали идею выкупа с рынка облигаций проблемных стран на средства Европейского фонда финансовой стабильности (до начала помощи пострадавшим странам в нем было 750 млрд евро).

Средств фонда не хватит, предупреждает Bank of America Merrill Lynch: если Европа его не увеличит, а Италия не примет план консолидации бюджета, то «проблемы будут расти как снежный ком, могут вылиться в масштабный кризис мировой экономики».

В пятницу ЕЦБ заявил, что фонд, возможно, придется увеличить до 1,5 трлн евро. Главный экономист Citigroup Уиллем Баутер еще в конце 2010 г. предупреждал, что нужно $2 трлн. Вчера правительство Италии и оппозиция обсуждали принятие трехлетнего плана по ужесточению бюджетной политики на 40 млрд евро.

Не нужно паниковать, успокаивают аналитики Credit Suisse. Чистый внешний долг Италии – лишь 21% ВВП против 80–110% у других периферийных стран, первичный профицит бюджета – 0,2% ВВП, а с поправкой на цикличность – 1,7%, итальянские банки взяли у ЕЦБ кредиты лишь на 41 млрд евро (2,5% ВВП против 45% у Греции).

Но подвести страну к дефолту и спровоцировать кредитный кризис способны не только фактические трудности заемщиков, но и психология участников рынка. Именно из-за недоверия банков друг к другу, неясности, у кого на балансе висят проблемные активы, в 2007–2008 гг. перестал нормально функционировать межбанковский рынок и взлетели процентные ставки, обострив кризис. Недоверие европейских банков друг к другу немного выросло: вчера на их счетах в ЕЦБ было 90,5 млрд евро (в понедельник – 65,7 млрд евро), максимум с 7 января. Трехмесячная ставка LIBOR в евро выросла до 1,54375% с 1,50624% 4 июля.

На Россию европейский кризис может повлиять через цены на сырье и отток капитала с фондового рынка, говорит Кащеев, пока ситуация более-менее стабильная, но может ухудшиться со следующей волной европейских проблем.