Финансы
Бесплатный
Алексей Коровин

Что будут делать банки, когда появится финансовый аналог Kindle?

Революция произошла на Рождество 2009 г., когда впервые количество книг, скачанных посредством электронных устройств Kindle через крупнейший интернет-магазин США Amazon.com, превысило количество бумажных книг, заказанных клиентами этого же портала. По словам Питера Олсона, который был в это время генеральным директором крупнейшего издательского дома в мире The Random House, эта новость изменила мир. И заодно всю экономику издательского бизнеса.

До появления электронных книг издательский бизнес был относительно прибыльным - выручка издательских домов ежегодно росла на 2-4%, обеспечивая операционную маржу на уровне 5-10%. В издательской цепочке были задействованы многие участники, включая, помимо самих издателей, собственно авторов, литературных агентов, редакторов, типографии, оптовиков и розничные сети. Первое издание книги обычно выходило в твёрдом переплёте и стоило от $20 до $35-40. Через несколько месяцев появлялось издание в мягком переплёте за $12-15, а уже за ним - карманная версия по $7-9.

Можно представить себе ярость издателей и других участников издательской цепочки, когда Amazon.com стал предлагать новинки за $9,9, а многие книги, в отношении которых истёк срок действия авторских прав, и вовсе бесплатно!

Успех Kindle был тем самым game changer – фактором, кардинально меняющим правила игры, который изменил индустрию и привёл к банкротству ряда издательских домов и розничных сетей, которые попросту не заметили угрозу. Так, первым шагом Олсона, который понял, что борьба бесполезна, стала резкая оптимизация затрат на инфраструктуру.

Эта история очень поучительна и для финансового сектора. Несмотря на по-прежнему невысокий уровень проникновения финансовых услуг в целом по России, в крупных российских городах уже образовались целые "банковские улицы": стоя на одном из оживлённых перекрёстков, можно увидеть поблизости не менее десятка банковских офисов, причем многие из полупусты, а то и вовсе пусты. Думаю, все видели в наших аэропортах и "банкоматные галереи" - стоящие "плечом к плечу", как солдаты в строю, банкоматы различных уважаемых финансовых структур.

Что мы будем делать, когда появится банковский Kindle? И долго ли ждать этих изменений? Миновав эру чеков, которыми до сих пор пользуются консервативные американцы и британцы, россияне сразу вошли в эпоху кредитных карт и интернет-сервисов. Успех терминалов, оттянувших значительную часть платёжного оборота, показал, что российский клиент разборчив, любит новинки и готов экспериментировать.

Близость к клиенту, последовательная работа с выбранным сегментом и удобство обслуживания при минимальных издержках - вот основные критерии успеха, на которые должен ориентироваться современный банк при стратегическом планировании.

Автор - член правления, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать