Мировая конъюнктура менее стабильна, чем в 2007-2008 гг.


С нашей точки зрения, ситуация на рынке сначала ухудшится и только потом улучшится, поэтому у инвесторов, как мы полагаем, нет никаких оснований ждать скорого восстановления рынка. Нынешняя ситуация на рынке обусловлена беспокойством и пессимизмом. Фундаментальные факторы не слишком хороши, хотя и не катастрофичны. В ситуации замедления роста мировой экономики вероятность того, что, например, США соскользнут в новую рецессию, составляет примерно 30%. Недавняя коррекция, как кажется, указывает на то, что предполагаемые покупатели в своих действиях исходят из куда более высокой вероятности второй волны рецессии.

Наша точка зрения заключается в том, что нынешняя мировая конъюнктура является в определенной степени еще более нестабильной, чем в 2007-2008 гг.

Банковская система

Кризис выскорискованных ипотечных кредитов (subprime mortgages) поставил большинство банков США на грань банкротства, немалые потери понесли и европейские банки. Кроме того, утрата кредитоспособности означала, что банки уже не могут занимать средства в прежних объемах, а возросшие риски третьих сторон привели к замораживанию финансовых рынков и очень негативно повлияли на экономику.

Сейчас банки в Европе и США провели рекапитализацию и в меньшей степени зависят от краткосрочных заимствований. Однако многие европейские банки уязвимы ввиду высоких рисков со стороны стран с крупным долговым бременем (особенно в Южной Европе). ЕЦБ как конечный кредитор остается ключевым источником средств для жизнеобеспечения.

Политические инструменты

В 2008 г. страны «большой семерки» быстро ослабили денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику, чтобы справиться с кризисом путем предоставления финансовой помощи проблемным банкам, инвестиций в экономику и снижения налогов – это был очень скоординированный ответ на кризис.

К настоящему моменту суверенные долги в Европе и США оказались раздутыми, а возможности дополнительного стимулирования ограничены, тогда как многим странам необходимы жесткие меры экономии. Возможность скоординированных мер вызывает серьезные сомнения - размежевание налицо. В США это связано прежде всего с внутриполитическими факторами, а в Европе раскол произошел между различными странами ЕС.

Центробанки

В конце 2007 г., когда разразился кризис, ключевая ставка ФРС составляла 4,75%, ЕЦБ – 4%. По мере движения экономик США и Европы в сторону рецессии ФРС и ЕЦБ понижали ставки, опустив их в итоге до 0-0,25% и 1% соответственно, начали выкупать ценные бумаги у банков и предоставлять им доступ к механизмам экстренного фондирования.

Сейчас ставка ФРС равняется 0-0,25% (и, как ожидается, останется на этом уровне до середины 2013 г.), ЕЦБ – 1,5%. За последние несколько лет баланс ФРС вырос с $1 трлн до $2,8 трлн, и перспективы дальнейшего выкупа активов оцениваются со скептицизмом. До того как ЕЦБ начал поддерживать котировки итальянских и испанских бондов, он выкупил долговые обязательства других стран на 74 млрд евро, что ставит на повестку дня неудобные вопросы о степени независимости банка. В общем, можно сделать вывод: доступность дополнительных средств монетарной политики, скорее всего, будет ограниченной.

3

Китай

В 2008 г. мировая экономика замедлилась, и правительство КНР ответило на это увеличением инвестиций и предложением дешевого финансирования китайским компаниям и банкам. Результатом стало резкое восстановление цен на сырье, что благоприятно сказалось на развивающихся рынках, а также экспортных отраслях развитых экономик. Китай также продолжал финансировать дефицит бюджета США, покупая казначейские облигации США.

Теперь Китаю нужно решить проблему и перегретой экономики, и ускоряющейся инфляции. Соответственно, новая волна мер стимулирования маловероятна – по крайней мере до тех пор, пока инфляция не будет под контролем, а рост экономики не станет устойчивым.

Россия

До кризиса рост ВВП России составлял 6-6,5% в год, а дефицит бюджета без учета нефтяных доходов – около 4% ВВП. В настоящее время потенциальные темпы роста отечественной экономики составляют в лучшем случае 4%, а дефицит бюджета без учета нефтяных доходов достиг 12% ВВП. Таким образом, экономика России стала куда более чувствительна к ценам на нефть.

Автор - главный аналитик по макроэкономике и инвестстратегиям \"Атона\".