Руководство подземки требует предоплату по банковским картам

Количество банков, выпускающих карты с приложением для оплаты проезда в Московском метрополитене, может сократиться, а удобство этих карт для пассажиров – снизиться. Руководство метро меняет схему сотрудничества с кредитными организациями, а новая невыгодна банкам и их клиентам, говорят банкиры

«Нас не устраивает предоплатный принцип», – говорит директор департамента обслуживания и сопровождения розничного бизнеса Транскредитбанка Алексей Киричек. – Этот проект и так экономически невыгоден и существует исключительно как бонус для клиентов, а тут банку придется резервировать определенные суммы». В банке «Открытие» тоже «сейчас решается, стоит ли нам участвовать в проекте при таких условиях», утверждает замначальника отдела банка Андрей Фролов. Авансовый расчет снижает привлекательность карт для клиентов, банку придется заранее удерживать с клиента некую сумму, а в конце месяца либо возвращать ему неизрасходованный остаток, либо снимать сумму перерасхода, говорит Киричек. Банки предлагали метрополитену снизить тариф для «карточных» пассажиров – учитывая, что метрополитен не несет издержек по выпуску билетов для них, рассказывает он. И если бы метрополитен пошел на такое снижение, для банков был бы смысл перейти и на предоплатный принцип – потому что клиентам все равно было бы выгоднее пользоваться картами для оплаты метро, говорит Киричек.

Банкам не удалось убедить руководство метрополитена в сохранении нынешней схемы сотрудничества. Действующая система оплаты поездок в метро банковскими картами ухудшает «финансовое положение метрополитена», указано в ответе начальника Московского метрополитена Ивана Беседина Ассоциации российских банков (копия есть в распоряжении «Ведомостей»). Сейчас такими картами оплачивается «около 1%» проходов в метро, поэтому пока это «существенно не влияет на объемы сбора доходов», пишет Беседин, но в скором времени для оплаты проезда в метро будут использоваться универсальные электронные карты и NFC-технологии. При таком «полномасштабном использовании банковских карт с постоплатной ситемой расчетов», метрополитен «будет испытывать нехватку финансовых средств», а это «неприемлемо», пишет Беседин.

Поэтому банкам предложено «обеспечить предоплатный принцип за счет средств банка, а не за счет клиента», чтобы сохранить привлекательность этих карт для пассажиров метро. Взамен метро сохранит тарифы для «карточных» пассажиров с той же регрессией, как и для тех, кто пользуется бумажными проездными: максимальное снижение составляет 22 руб. (при 60 поездках в месяц) против 28 руб. (за одну поездку).

Карты с приложением для оплаты метро выпускают сейчас 17 банков, крупнейшим эмитентом является Банк Москвы (45 000 карт). Проект был призван разгрузить очереди в кассы метро, снизить операционные издержки метрополитена по выпуску бумажных проездных. Банки рассчитывали с появлением такого функционального продукта повысить лояльность старых и привлечь новых клиентов. До сих пор банки расплачивались постфактум – перечисляют метро сумму, которую их клиенты наездили в предыдущем месяце. С 1 октября в проекте останутся те участники, которые согласны на авансовую систему расчета.

«Такие изменения колоссально ухудшают положение москвичей», – считает зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов. Например, сейчас в «Авангарде» по кредитным картам для проезда в метро действует льготный период до 80 дней, а при авансовых расчетах пострадает удобство клиентов. «Вероятно, многим банкам придется вводить неснижаемый остаток по таким картам», – говорит Торхов. Он надеется, что банки с метро все же найдут компромиссное решение.

Впрочем, ряд банков рассчитывает остаться в метро. «Уралсиб» будет участвовать в этом проекте и при авансовой системе, говорит зампред правления банка Илья Филатов. Банк Москвы тоже «хочет остаться в проекте», причем в настоящий момент «мы ведем переговоры с Московским метрополитеном и обсуждаем различные схемы взаиморасчетов», говорит источник в банке.