В финансовой сфере все больше совпадений с событиями трехлетней давности

Уоррен Баффетт, как и в 2008 г., вкладывает $5 млрд в банк, столкнувшийся с проблемами. Другие события на финансовом рынке тоже напоминают 2008 г.
Bloomberg

Компания инвестиционного гуру Berkshire Hathaway за $5 млрд получит привилегированные акции Bank of Amercia (BofA), по которым предусмотрены 6%-ные дивиденды, и варранты на покупку 700 млн обыкновенных акций BofA по цене $7,14. «Я по-прежнему уверен, что у нас есть необходимые капитал и ликвидность, но инвестиция Баффетта – сильная поддержка», – заявил гендиректор BofA Брайан Мойнихан. Баффетт же назвал BofA сильной компанией с хорошим менеджментом, способной генерировать прибыль: «Впечатляет, насколько активно они действуют, чтобы выбраться из трудностей».

Их у BofA в последнее время хватает. С начала года банк потерял почти половину стоимости, с начала лета по рынку ходят слухи, что его положение шатко и ему потребуется дополнительный капитал, чтобы соответствовать новым правилам регулирования. В первом полугодии BofA получил $6,8 млрд чистого убытка, а в июне согласился заплатить $8,5 млрд, чтобы урегулировать претензии крупных инвесторов, покупавших у него ипотечные облигации. Во вторник акции BofA упали на 6,4% после публикации блогера Генри Блоджета, бывшего аналитика Merrill Lynch, отстраненного от фондового рынка за некорректные рекомендации, о том, что банк может списать $100–200 млрд активов. В среду котировки BofA выросли на 9%, но банку снова пришлось опровергать слухи: сетевое издание «24/7 Wall Street» сообщило, что BofA может быть куплен JPMorgan на $100 млрд правительственного кредита. Эти слухи «не имеют оснований и даже практического смысла», написали руководители BofA сотрудникам, а JPMorgan выпустил аналитический отчет о растущей потребности BofA в капитале.

Вчера акции BofA взлетели на 26%, но к 20.00 МСК рост составлял 12% (данные Bloomberg).

Три года назад, в разгар кризиса, Баффетт заключил аналогичную сделку. В сентябре 2008 г. Berkshire вложила $5 млрд в крупнейший инвестбанк страны – Goldman Sachs, купила привилегированные акции с доходностью 10% годовых и варранты на покупку обыкновенных акций. В апреле этого года Goldman выкупил у Berkshire префы, но варранты на 7,9% акций остаются у компании Баффетта.

Это далеко не единственное событие, которое заставляет инвесторов вспоминать предкризисное состояние рынка 2008 г.

Фактически замер рынок высокорискованных облигаций. В августе на рынке США компании разместили «бросовых облигаций» на $1,2 млрд – минимум с декабря 2008 г. – против $18,2 млрд в июле (данные Dealogic).

А вот разница между числом открытых хедж-фондами позиций на понижение и рост индекса S&P 500, наоборот, оказалась самой высокой с декабря 2008 г. – 71 980 контрактов на 16 августа (данные Societe Generale). Через три месяца после краха Lehman Brothers разрыв был 85 984 контракта.

«Участники рынка очень сильно реагируют на последние экономические и политические новости, – отмечает один из авторов доклада Societe Generale Алэн Бокобза, – это очень важный показатель, свидетельствующий о том, насколько пессимистично настроены хедж-фонды».

Не внушают оптимизма и европейские банковские новости. Во вторник европейские банки взяли у ЕЦБ 2,82 млрд евро кредитов, которыми они пользуются, когда не остается других возможностей. Ставка по таким кредитам ЕЦБ составляет 2,25% – это выше, чем на межбанковском рынке. «Мы не видим недостатка средств, но мы видим сокращение сроков кредитования», – отметил топ-менеджер британского банка, который часто привлекает деньги на межбанковском рынке.

Американские фонды денежного рынка за август сократили вложения в европейские банки на 9%, а за лето – на 20% – к такому выводу пришло агентство Fitch в результате опроса 10 крупных фондов. Нидерландский Rabobank (один из немногих, имеющих рейтинг ААА по версии всех трех агентств) стал отказывать в кредитах некоторым банкам из Южной Европы, например Испании. «В последние недели мы делаем это с еще меньшим желанием, – говорит финдиректор Rabobank Берт Бруггинк, – теперь мы проводим более детальную оценку, прежде чем даем кредиты».