Как оптимизировать кредитную политику предприятия


В жизни каждого предприятия рано или поздно настает момент, когда и динамика в развитии уже не ощущается, и финансовые результаты уже не те, да и эффективность как-то «похрамывает». В таких случаях нередко появляются различные бизнес-тренеры, консультанты, начинающие восстанавливать бизнес клиента, зачастую даже не осознавая экономических причин, приведших к плохим результатам деятельности. Часто бывает, что в результате внедрения разработанных комплексных мероприятий по «спасению бизнеса» и восстановлению предыдущих темпов развития ничего не происходит. Зато многие топ-менеджеры имели возможность изучить в очередной раз основы психологии, этики, поучаствовать в ролевых играх, нарисовать пирамиду Маслоу и т. д.

Описанная ситуация, к сожалению, характерна для некоторых предприятий, которые сумели быстро развиться, часто на еще не сформированном рынке и достаточно специфических условиях ведения бизнеса. Достигнув определенных вершин, многие не могут выдержать конкуренции в условиях меняющейся конъюнктуры рынка. Начиная терять долю рынка и позицию на нем, стараясь удержаться, они пытаются найти панацею, с помощью которой можно вернуть былые успешные времена.

Речь не о том, что совершенствовать знания в области психологии, делового этикета и теоретического менеджмента – это плохо. Но руководитель или собственник предприятия всегда должен понимать, что причиной неэффективной работы его компании являются только два фактора – неэффективная хозяйственная и/или финансовая деятельность во всех их аспектах и проявлениях. Соответственно, причины ухудшения ситуации надо искать именно в этих областях и делать это старыми проверенными методами, к которым относятся экономический анализ деятельности, бюджетирование, контроль расходов, аудит и т. д., а не методами личностного развития.

В этой колонке мы попробуем разобраться в одной из основных причин ухудшения результатов деятельности большинства предприятий и дадим абсолютно логичные, жизненные, осуществимые, а самое главное, действенные советы, которые помогут многим улучшить этот показатель деятельности и, как следствие, изменить общую негативную динамику развития на позитивную.

Речь идет о долговых обязательствах перед банками и оптимизации ссудной задолженности. Именно она часто и является основной причиной негативных тенденций в динамично развивающихся компаниях. Суть весьма проста — именно заемный капитал нередко является источником для ведения бизнеса молодыми компаниями. И именно им бывает трудно пользоваться этим полезным, но в определенной степени опасным инструментом. Ведь действие кредитных средств для «больного субъекта хозяйственной деятельности» подобно действию лекарств для больного человека. Всегда важно помнить, что «лекарства» надо принимать по назначению «врача» и в тех ситуациях, когда это требуется, а «передозировка» может привести к летальному исходу.

Вот несколько простых правил, которые позволят существенно оптимизировать кредитную политику.

1. Попроектно оценивайте необходимость привлечения кредитных средств

Банковское кредитование – это не инструмент постоянного финансового допинга для предприятия, а источник финансирования спланированного, продуманного проекта или программы, целью которого является определенный результат. По его достижении заемные средства необходимо вернуть. Речь не идет о том, чтобы на следующий день после успешного внедрения бизнес-проекта в буквальном смысле вернуть банку кредит — надо попроектно оценивать необходимость привлечения кредитных средств. Если следующий замысел менее эффективен или вообще непонятны перспективы его реализации, стоит всерьез подумать о возвращении неработающих заемных средств.

Сколько предприятий поступает так, учитывая, что эффективность проектов часто не рассчитывается или рассчитывается на пальцах? Вернуть досрочно кредит? Зачем? Это сколько ж денег, попользуемся еще! А что будем с ними делать, так никто и не знает. В конечном итоге кредитные средства трансформируются в неликвид, который в виде незадействованных основных средств или товаров хранится в производственных помещениях или на складах.

2. Привлекайте деньги только на выгодных условиях

Заемные средства должны привлекаться на тех условиях, которые выгодны вам в рамках реализации конкретно взятого проекта. Другими словами, если ставка по кредиту не позволяет реализовать проект и ставит под сомнение его эффективность, брать такой кредит не стоит. В большинстве случаев заемщики не могут его вернуть.

Также значимым, но менее принимаемым во внимание фактором, является неблагоприятный график погашения кредита. Если график компании не подходит и она не сможет его придерживаться, такими деньгами также не стоит пользоваться.

3. Не финансируйте текущие потребности длинными кредитами и наоборот

Ни при каких обстоятельствах нельзя короткими заемными средствами реализовывать долгосрочные проекты, надеясь на пролонгацию кредитов или кредитных линий. В то же время нельзя длинные кредиты использовать для финансирования текущих потребностей; последние должны финансироваться за счет правильного баланса дебиторской и кредиторской задолженности. Это, правда, не касается предприятий, которые только начинают свою деятельность.

4. Не лепите кредитный ком

Следует помнить о том, что кредиты надо возвращать, а не перекрывать кредитную задолженность перед одним банком задолженностью перед другим, добирая при этом еще немного денег. Такие ситуации приводят к тому, что кредитный снежный ком может внезапно остановить деятельность предприятия.

5. Не берите кредит на себя для реализации партнерских проектов

Еще один немаловажный момент, которым часто пренебрегают многие компании, – это финансирование партнерских проектов кредитными средствами, взятыми на свою компанию. Имеются в виду проекты, автором и инициатором которых выступает внешняя партнерская сторона и по которым предусмотрено распределение прибыли между несколькими участниками. Надо отметить, что одно из главных правил профессиональных инвесторов заключается в том, что чужие инвестиционные проекты финансируются только собственными средствами.

6. Кредит — не финансовая панацея для развития бизнеса

И в заключение следует отметить, что кредитные средства не являются панацеей, которая даст возможность реализовать все стратегические планы предприятия. В первую очередь надо искать внутренние резервы, планировать деятельность, вводить бюджетирование, следить за претензионной работой, за дебиторской задолженностью. Эти скрытые резервы дадут возможность для финансирования многих текущих небольших проектов.

А к кредитованию надо подходить со всей серьезностью и с пониманием того, что применение заемных средств эффективно только в тех случаях, когда их «принимают» в том объеме, который нужен для тех целей, которые преследуются, и на тех условиях, которые не мешают эффективной работе организма бизнеса.

Автор - заместитель председателя правления Инвестторгбанка.