Операторы позаботились о кошельках абонентов

Сотовые операторы предлагают процессинговым системам зафиксировать размер комиссий, которые взимают с абонента владельцы платежных терминалов
Д.Гришкин

Сейчас, внося деньги через терминал, абонент платит в среднем 7% комиссии (по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, НАУЭТ). Объем платежей в адрес МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» примерно одинаков, говорит председатель комитета НАУЭТ и совладелец Qiwi Борис Ким. Средняя комиссия по платежам за сотовую связь (в диапазоне 50–500 руб.) – 5–8%, но платежи свыше 500–1000 руб. многие платежные агенты принимают без комиссии, рассказывает сотрудник одной из московских сетей терминалов. Если вносится меньше 50 руб., процент, наоборот, возрастает.

Мобильные миллиарды. 201

млрд руб. составил в I квартале 2011 г. оборот российского рынка моментальных платежей. На сотовую связь пришлось 67%

Обсуждения на эту тему состоялись по инициативе крупных сотовых операторов, рассказали «Ведомостям» источники, близкие к двум участникам таких дискуссий. Инициировали их МТС и «Вымпелком», утверждает человек, близкий к одной из платежных систем. По его информации, речь шла об ограничении внешней комиссии (которая взимается с пользователя) максимальными 5%. В основном на этой мере настаивала МТС, говорит сотрудник другой платежной системы. 5% – лишь один из множества сценариев, добавляет источник, близкий к сотовому оператору.

Представитель МТС Елена Кохановская опровергла сам факт ведения таких переговоров, представители «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от комментариев. А менеджер компании – крупного партнера обоих сотовых операторов утверждает, что переговоры носят самый предварительный характер и конкретных решений пока нет.

Сами МТС и «Вымпелком» уже снизили внутреннюю комиссию – вознаграждение, которое операторы платят владельцам терминалов за прием абонентского платежа. Это произошло летом 2011 г.: МТС снизила ставку с 1 до 0,3% от суммы транзакции (до конца сентября ставка снизится до 0,1%), а «Вымпелком» – с 1 до 0,1%. В ответ владельцы терминалов пригрозили повысить размер внешних комиссий.

Если операторы добьются сокращения размера комиссии, которую терминалы взимают с пользователей, это будет колоссальным ударом по рентабельности бизнеса, многим придется уйти с рынка, опасается владелец одной из сетей терминалов. Ведь от того, что снизятся комиссии, люди не станут платить за связь больше. Представители Qiwi и «Киберплат» отказались от комментариев.

Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский считает «совершенно правильной» идею ограничить внешнюю комиссию, бесконтрольный рост которой неприемлем и для абонентов, и для операторов. АРОС, по словам Домбровского, тоже озабочена этим и провела предварительные переговоры о совместных действиях с Союзом потребителей России (это подтвердил его председатель Петр Шелищ).