Тед Вешлер: «14 часов для него - это очень короткий рабочий день»

Еще несколько дней назад почти никто в Америке не слышал об успешном управляющем Теде Вешлере. Сейчас о нем говорит весь мир – финансовый гуру Уоррен Баффетт назначил его одним из своих преемников. По признанию Баффетта, он оценивает не только талант человека как финансиста, но и его личные качества. Знакомые Вешлера характеризуют его как откровенного, невероятно работоспособного человека, на которого всегда можно положиться
Уоррен Баффетт/ AP

Подлизы у Баффетта

В первый раз аукцион за право отобедать с Баффеттом прошел в 2000 г. Победитель отдал $25 000. В 2008 г. журнал Time опубликовал колонку Гая Спаера, гендиректора цюрихской Aquamarine Capital Management, о том, как он откушал с Баффеттом за $650 100. Баффетт рассказывал, что люди часто стремятся встретиться с ним, чтобы инвестировать с его помощью. Он привык к тому, что в ход идут различные уловки и подхалимство. Но они плохо действуют на финансового гуру – он легко говорит нет, причем произносит это куда чаще, чем да.

Тед Вешлер 11 лет назад основал свой фонд – Peninsula («Полуостров»). $100, вложенные в него 14 января 2000 г., к августу 2011 г. превратились в $1134, недавно объявил он своим инвесторам. И это с учетом всех налогов! Если такую же сумму вложить на тот же период в индекс Standard & Poor’s 500, она превратилась бы в $104,08.

Как ни странно, Вешлер был мало известен в США. Он привлек внимание рынка разве что в 2005 г., когда его фонд вложился в слияние авиакомпаний US Airways и America West, пишет FT.

Впрочем, как и первый преемник Баффетта Тодд Комбс, нанятый в 2010 г. Когда Баффетт произнес фамилию Вешлера, The Wall Street Journal с трудом отыскала его фотографию. Пришлось брать фото отвратительного качества с одного из сайтов. Отчасти это объясняется сдержанностью Вешлера и нелюбовью к публичности. Два года подряд Вешлер выигрывал благотворительный аукцион за право отобедать с Баффеттом. В 2010 г. его ставка составила рекордные $2 626 311. Вешлер не пожелал раскрывать своего имени. Правда, он не лишен тщеславия. В 2011 г. он выложил на аукционе ровно на $100 больше. Мог бы и сильно сэкономить, но уж очень хотелось побить собственный рекорд, сообщает CNBC.

Чтобы скрыться от любопытных глаз, Вешлер даже попросил Баффетта перенести ланч из традиционного места встречи с победителями благотворительного аукциона, нью-йоркского стейкхауза Smith & Wollensky, в Омаху, в один из любимых ресторанов Баффетта – Piccolo, пишет Financial Post. Когда журналисты Fortune вычислили щедрого поклонника Баффетта, помощник Вешлера отказался соединять с шефом или подтверждать, что это действительно был он.

После первого обеда Баффетт пригласил Вешлера на ежегодное собрание фонда. Во время второго, 26 июля 2011 г., сделал предложение о работе. Причем весьма сконфуженно. «Я очень хотел, чтобы он согласился, но не ожидал многого от этой затеи, – цитирует Баффетта Fortune. – Тед, без сомнения, неплохо заработает в Berkshire. Но он уже поднял немало денег на своем фонде <…> так что деньги не были для него аргументом в пользу перехода к нам».

ПЛАТА ЗА МЕЧТУ

Неожиданно для Баффетта Вешлер согласился. Он приступит к работе уже в начале 2012 г. Вполне возможно, причина его согласия – давнее восхищение Баффеттом, предполагает CNBC. В последнем письме инвесторам Вешлер рассказывал, что именно Баффетт вдохновил его на многие инвестиции, в конце концов принесшие существенную прибыль.

В деньгах Вешлер может даже проиграть. Баффетт честно предупредил, что Вешлер и Комбс будут эффективно трудиться на благо Berkshire точно так же, как работали на свои прежние фонды, вот только получать будут по менее льготной налоговой ставке. С них возьмут обычный подоходный налог в 35%, а не 15%-ный на доходы от прироста капитала, который обычно выплачивают менеджеры инвестфондов.

Баффетт известен своими высказываниями, что богатые должны платить в бюджет больше. В августе он призывал конгресс США повысить налоги на самых обеспеченных американцев. Миллиардер в том числе доказывал, что чем богаче человек, тем больше у него возможностей нанять консультантов и использовать налоговые схемы. Так, сам Баффетт в 2010 г. выплатил 17,4% налогооблагаемого дохода, тогда как 20 сотрудников его офиса отдали от 33 до 41%.

«Они [Вешлер и Комбс] получили работу, а теперь и заплатят нормальные налоги, и вроде бы они не выказывают ни малейшего недовольства этим», – сказал Баффетт.

Их доход будет состоять из базовой ставки и вознаграждения, зависящего от того, насколько они обгонят индекс S&P 500. Баффетт известен своим пренебрежительным отношением к компаниям, которые тратят огромные деньги на управляющих с весьма средними результатами.

Впрочем, Вешлеру удавались крайне выгодные сделки. Как и Баффетт, Вешлер любит простые и понятные бизнесы. В 2001 г. как топ-менеджер инвесткомпании Quad-C (Шарлотсвилль, США) Вешлер решился на приобретение сети семейных ресторанов Huddle House. Компании Riverfront Partners и Quad-C выложили за рестораны $40 млн и в 2006 г. продали их за $110 млн.

ДЕВЯТЬ КОМПАНИЙ

Вешлеру 50 лет. Он окончил Уортонскую школу бизнеса при Пенсильванском университете. С 1983 г. он трудился в химической компании W.R. Grace & Co., пройдя путь до помощника гендиректора Питера Грейса – известного в Америке бизнесмена. Через шесть лет Вешлер решил сменить профессию на инвестиционного менеджера. Позже, в 2001 г., когда W.R. Grace подала на защиту от банкротства, фонд Вешлера скупил около 5% акций бывшего работодателя по $2 за штуку. Сейчас акции W.R. Grace стоят около $35. FT оценивает этот пакет в $491 млн.

В 1992 г., в возрасте 30 с небольшим лет, Вешлер стал директором инвесткомпании WSFS. В 34 года уже был директором шести различных компаний, пишет ведущий инвестблога www.gannononinvesting.com Джофф Гэннон. В частности, Quad-C, партнером-основателем которой стал еще в 1989 г., утверждает Forbes.

В 1999 г. Вешлер решил, что неплохо завести и собственное дело, без партнеров. Он основал фонд Peninsula Capital Advisors. Фонд начал операции в январе 2000 г. К концу года, согласно отчетности для SEC, в нем было $150 млн, пишет Fortune. Во II квартале 2011 г. в длинных позициях в акциях у Peninsula было уже $2 млрд. Без сомнения, было бы и больше, но в 2004–2005 гг. фонд был закрыт для новых вложений.

«По портфелю Вешлера можно заметить, что его привлекают те же компании, что и Berkshire, – со стабильным финансовым положением, прогнозируемыми денежными потоками и довольно низко оцененные, – говорит портфельный менеджер Federated Investors Лоуренс Креатура. – Похоже, Баффетт пытается найти продолжателя своей философии».

На 30 июня в активе Peninsula были акции девяти компаний, причем на пять из них приходилось 90% вложений. Чуть больше четверти активов – акции телекомпании DirecTV и химической компании W.R. Grace. Около 20% приходится на DaVita (оказывает медуслуги). Почти 12% – на медиахолдинг Liberty Media. Почти 8% – на Valassis Communications (реклама). Остальное вложено в Cogent Communications (интернет), Cincinnati Bell (телекоммуникации), WSFS Financial (инвестиции) и FiberTower (телекоммуникации).

Один из первых инвесторов Peninsula – Джимми Вет говорит, что Вешлер умеет «полностью погружаться» в анализ компании, «изучая каждый бит информации, которая есть в открытом доступе, и еще глубже копая с помощью менеджеров и людей из индустрии... В его инвестиционных решениях очень мало эмоций, и я не думаю, что успех от работы на Баффетта ударит ему в голову».

Вешлер управляет миллиардами из небольшого офиса на втором этаже двухэтажного здания на Main Street Шарлотсвилля, как раз над книжным магазином. Кроме него в офисе работает один помощник и один аналитик.

Гендиректор W.R. Grace Фред Феста шутит, что «самые увлекательные выходные Теда [состоят, видимо, в том], что он проводит время с семьей и читает годовые отчеты по форме 10-К». Человек, которому приходилось бывать в Peninsula, говорит, что ими завален весь офис. Вешлер мог бы читать годовые отчеты даже на Таити, уверен знакомый финансиста.

Но двухмиллиардный портфель акций Peninsula – только часть айсберга, предупреждает Fortune. Вешлер занимается и короткими продажами, которые не отражаются в доступной журналу отчетности 13Fs.

Так что $1–3 млрд, которыми Вешлер поначалу будет управлять в Berkshire, вполне привычный ему объем средств. Другое дело, что от игры на понижение, скорее всего, придется отказаться – это не в традициях Баффетта. Придется отказаться и от своего дела. Вешлер уже уведомил партнеров по Peninsula Capital Advisors, что к концу года фонд будет ликвидирован, его активы распределены между партнерами, а мелкие или низколиквидные пакеты проданы. Источники WSJ считают, что доля Вешлера в фонде может составлять от 30 до 40%, и утверждают, что он реинвестирует получаемую прибыль.

ТЕД И ТОДД

Баффетту в августе исполнился 81 год, но он остается в здравом уме, не жалуется на здоровье и вроде бы не собирается сдавать свои позиции в Berkshire. Здесь Баффетт – председатель и генеральный директор, под его управлением $100-миллиардный пакет. Выручка Berkshire в 2010 г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 61% до $13 млрд. Отчасти это объясняется поглощением железнодорожной компании США Burlington Northern Santa Fe. В прошлом году Баффетт оказал Bank of America помощь на $5 млрд. Это принесет Баффетту 6% ежегодных дивидендов и позволит купить по льготной цене пакет акций банка – если Баффетт захочет.

Отдав Комбсу и Вешлеру в управление по $1–3 млрд (на первых порах, потом – больше), он все равно будет держать под контролем 95% активов фонда, пишет WSJ.

Самые большие опасения инвесторов вызывает один вопрос – сможет ли следующее руководство фонда демонстрировать такие же впечатляющие результаты, какие легендарный оракул из Омахи показывает на протяжении четырех десятилетий. Баффетт уверяет, что все под контролем. «[Назначение Вешлера] часть плана, который мы начали реализовывать давным-давно, – успокаивает он. – У нас есть отличный план по наследованию, да и я чувствую себя отлично». Ранее Баффетт сообщал, что в случае его отставки или смерти его полномочия будут распределены между несколькими людьми. «После того как Баффетт оставит пост генерального директора, Тодд и Тед – возможно, к ним присоединится еще один менеджер – будут отвечать за управление всем портфелем Berkshire», – говорится в заявлении компании. Помимо привлеченных со стороны менеджеров у Баффетта есть кандидаты в наследники и внутри компании, чьи имена не раскрываются.

«Оба (Комбс и Вешлер) ищут недооцененные акции, и у обоих будет одно и то же поле для окучивания», – говорит Баффетт. Но у этих менеджеров различные навыки. Комбс отлично разбирается в финансовых рынках, а Вешлер предпочитает инвестировать по результатам общения с людьми из отрасли, пишет Los Angeles Times. Вместе они отлично дополняют друг друга.

Но хотя оба преемника показали отличные результаты игры на рынках, Баффетт выбрал их не за это, признался сам оракул. «Для нас важно, чтобы они были очень, очень хороши в сфере инвестиций, но это не единственный критерий. Мы очень много внимания уделяем тому, что собой представляет сам человек. Им предстоит работать так же, как работаем мы, – пытаясь думать лишь о том, что важно для Berkshire», – сказал Баффетт.

МАРАФОНЕЦ

Роберт Джонсон, главный управляющий директор института CFA (Шарлотсвилль), познакомился с Вешлером в группе любителей бега. «Как увидишь Теда, сразу понимаешь, что он очень откровенный человек и на него можно положиться, – говорит Джонсон. – Тед невероятно работоспособен, он просто немыслимое количество времени тратит на работу, 14 часов для него это короткий рабочий день. То, что он одновременно умудряется тренироваться в марафонском беге, показывает уровень его дисциплины. Думаю, эта способность отдаваться полностью делу и настойчивость свойственна и другим сферам его жизни». Судя по сайту одного из престижнейших забегов в мире, Бостонского марафона, Вешлер три раза участвовал в этой гонке, в последний раз, в 2009 г., пришел 20 348-м с неплохим временем – 3.53. Лучшее его место – 8982-е.

«Я не знаю никого из бизнес-сферы, кому были бы свойственны настолько высокие стандарты, как Вешлеру, – продолжает Вет. – Каким бы легальным ни выглядело что-либо, он всегда проводит, как он это называет, проверку на вшивость».

Вешлер любит обедать не только с Баффеттом, но и с представителями благотворительных фондов, которым жертвует. На прошлой неделе он встречался за ланчем с директором Habitat for Humanity Дэном Розенцвейгом, которому перечисляет деньги не первый год. «Мы все время говорили об окружающей среде, – вспоминает тот. – Он расспрашивал о нашей деятельности и интересовался, чем может помочь. Я никогда раньше ни с кем не обсуждал нашу бизнес-модель, и никто не схватывал так быстро смысл сказанного мной».