Европа думает о поддержке банков

Министры финансов ЕС обсуждают меры по рекапитализации банков региона; эта новость поддержала сегодня фондовые рынки
AP

Министры финансов Евросоюза обсуждают возможную рекапитализацию банков, чтобы не допустить расползания по региону долговых проблем периферийных стран и предотвратить эффект домино и общеевропейский банковский кризис.

Конкретные детали плана рекапитализации банков еще не проработаны, но обсуждение этой темы на встрече министров в Люксембурге идет, сообщает Financial Times. Министры признали, что сделали недостаточно, чтобы убедить рынки в устойчивости европейской банковской системы. «Есть общее мнение, что нам в Европе необходим согласованный, скоординированный подход, при том что многие его элементы будут реализовываться странами – членами ЕС, – сказал FT комиссар по экономическим вопросам Олли Рен. – Необходимо укрепить капитальную базу банков, чтобы обеспечить дополнительную безопасность и устранить неопределенность».

Некоторые страны надеялись, что поддержкой банков займется Европейский фонд финансовой стабильности объемом 440 млрд евро – об этом европейские руководители договорились на саммите в конце июля. Однако пересмотр критериев деятельности фонда (каждая страна должна одобрить изменения) занимает слишком много времени, а паникующие рынки не оставляют его правительствам и банкам, сказал Рен; поэтому министры договорились, что каждая страна будет действовать самостоятельно, но при этом будет кооридинироваться общий подход.

Правда, вопрос о том, как будут координироваться меры по рекапитализации банков, пока остается открытым.

Первым шагом может быть проверка готовности правительств к поддержке банков. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле уже заявил на пресс-конференции, что Берлин при необходимости может реактивировать механизм рекапитализации, который использовался в 2008 г. и прекратил свое действие после первой волны кризиса.

Европейские фондовые рынки с оптимизмом отреагировали на возможность поддержки банков – индексы к середине дня растут примерно на 1,5%, резко подскочили котировки акций французских банков, которые из-за больших объемов долгов периферийных стран еврозоны на своих балансах в последние месяцы стали париями фондового рынка. Акции BNP Paribas и Credit Agricole выросли на 6%, Societe Generale – на 5%.

«Статья в FT о том, что министры финансов ЕС будут координировать рекапитализацию банков, спровоцировала резкий скачок цен и закрытие коротких позиций», – так прокомментировал Bloomberg ситуацию на рынке Джонатан Судариа, трейдер London Capital Group.

Надежды инвесторов перевесили негативные новости о снижении рейтинга Италии агентством Moody’s и сентябрьском спаде в экономике. Moody’s понизило рейтинг третьей по величине экономики еврозоны (впервые с 1993 г.) на три пункта до А2, заявив, что у нее и у других стран с высоким уровнем долга в долгосрочной перспективе будут проблемы с привлечением фондирования. Недавно рейтинг Италии понизило агентство Standard & Poor’s – до А (теперь рейтинги страны от обоих агентств находятся на одном уровне).

Что касается экономической ситуации, то рассчитываемый Markit Economics сводный индекс менеджеров по закупкам, который отражает уровень деловой активности в производственном секторе и секторе услуг, составил в сентябре 49,1 пункта против 50,7 в августе. Значение ниже 50 пунктов свидетельствует о спаде; индекс упал ниже этого уровня впервые с июля 2009 г.

На прошлой неделе о необходимости срочной поддержки европейских банков заявил инвестор Джордж Сорос. По его мнению, Европейский центральный банк должен гарантировать исполнение обязательств крупных банков и провести их рекапитализацию. «Важные для европейской финансовой системы банки должны подписать договоры… по которым они обязуются следовать инструкциям ЕЦБ. Банки, которые откажутся брать на себя эти обязательства, будут лишены гарантий. После этого ЕЦБ должен проинструктировать банки о необходимости продолжать финансирование в рамках существующих кредитных линий и исполнение обязательств по имеющемуся кредитному портфелю… Эти гарантии позволят ликвидировать одну из главных причин кризиса. Полная рекапитализация устранит другую его причину. После восстановления ситуации на рынке гарантии могут быть отозваны”, – написал Сорос в своей статье.

Некоторые страны, например, Франция и Германия, могут рекапитализировать свои банки самостоятельно, полагает Стефан Монье, руководитель департамента долговых инструментов Lombard Odier. Но для спасения банковских систем Греции и других периферийных стран может потребоваться перераспределение средств от более богатых стран к более бедным. “Чтобы сдержать расходы богатых стран, которые трудно будет нести с политической точки зрения, поддержка будет ограничена системообразующими банками, а некоторые другие могут обанкротиться”, – полагает Монье.

На встрече в Люксембурге обсуждался также вопрос о том, чтобы увеличить масштабы участия банков в реструктуризации греческого госдолга, сообщает The Wall Street Journal. На июльском саммите было решено, что добровольный обмен банками гособлигаций с погашением в ближайшие три года на более долгосрочные приведет к фактическому списанию 21% стоимости долгов. Жан-Клод Юнкер, председатель группы министров финансов, заявил вечером в понедельник, что потребуется «технический пересмотр» плана помощи Греции. Учитывая ситуацию на рынках в последние три месяца, «нам, возможно, нужно оценить степень участия частного сектора» в реструктуризации греческого долга, сказал сегодня радио RTL министр финансов Франции Франсуа Баруан.

На этой неделе первой жертвой долгового кризиса стал бельгийско-французский банк Dexia, который перестанет существовать, так как планируется его разделение и продажа части подразделений. Фактический крах когда-то крупнейшего кредитора региональных правительств в мире свидетельствует о том, как кризис распространяется с европейской периферии в центральные страны. Долги периферийных стран на балансе Dexia составляют 21 млрд евро, включая греческие бонды на 3,5 млрд евро и итальянские – на 15 млрд евро. Во II квартале Dexia списал стоимость греческого долга на 377 млн евро и понес убыток в 4 млрд евро.