Швейцария лучше всех хранит банковскую тайну

Швейцария – самая безопасная в мире страна для тех, кто хочет скрыть информацию о своих банковских счетах и вкладах. Она заняла 1-е место в списке финансовых оазисов, составляемом Tax Justice Network (TJN). Опустился в рейтинге полюбившийся россиянам Кипр – эта страна стала прозрачнее

Швейцария возглавила составляемый раз в два года рейтинг финансовой секретности организации TJN (см. врез). Это произошло, несмотря на согласие конфедерации раскрыть властям США информацию о счетах 4450 американских клиентов банка UBS в прошлом году. Лидер же прошлого рейтинга – американский штат Делавэр – опустился на 5-е место. Его привлекательность снизилась из-за ужесточения налогового и банковского законодательства США, говорится в исследовании. По мнению авторов, рейтинг показывает, в какие страны выгодно идти серому капиталу, объем которого Всемирный банк оценивает в $1–1,6 трлн в год.

В первую пятерку финансовых оазисов также вошли Каймановы острова, Люксембург и Гонконг. Из этой троицы наибольшего прогресса достиг Гонконг, поднявшийся с 10-го на 4-е место. В первую десятку попали также такие крупные экономики, как Япония (8) и Германия (9), в двадцатку – Великобритания (13), Бельгия (15), Австрия (17). Одна из самых популярных в России юрисдикций – Кипр занял лишь 20-е место. Ранее страна была более привлекательной для серого капитала, следует из рейтинга, в прошлом рейтинге Кипр был на 18-м месте.

У Швейцарии самая высокая в мире доля банковских активов в сравнении с экономикой, говорится в исследовании: 820% ВВП против, например, 460% в Великобритании. Страна провозгласила стратегию «белых денег», но находит способы держать «черные деньги», констатирует TJN. До 2009 г. конфедерация отказывалась предоставлять данные, ссылаясь на закон о банковской тайне 1934 г., рассказывает директор группы международного налогообложения Ernst & Young Владимир Гидирим, изменения в стране начались в 2009 г., после ужесточения положений о раскрытии информации в соответствии с модельной конвенцией ОЭСР.

С TJN, обвиняющей Швейцарию в саботаже процесса обмена информацией, Гидирим не согласен: «После подписания модельной конвенции ОЭСР в Швейцарии банковской тайны не существует». Исследование TJN смотрит в прошлое, согласна Анна Воронкова из KPMG: ситуация меняется, Швейцария подписывает с другими странами соглашения по модельной конвенции ОЭСР. Надо учитывать, что еще не все договоры ратифицированы, замечает Гидирим: так, Швейцария и Россия в этом году подписали протокол, но соглашение еще не вступило в силу. США были главным инициатором снятия завесы банковской тайны, но Швейцария сохранила свой статус безопасного оазиса, считает Олег Душин из «Церих кэпитал менеджмента».

Швейцария относится к числу наиболее популярных среди российских компаний юрисдикций из-за привлекательного налогового законодательства, говорит Воронкова: «В их числе также Джерси, Люксембург, Британские Виргинские острова и Кипр». Некоторые российские компании стали чаще смотреть на Восток, в первую очередь на Сингапур, но пока этот регион не входит в число популярных, добавляет она. Территориальная близость имеет серьезное значение в выборе юрисдикции для размещения капитала, считают авторы рейтинга. Например, элита Китая активно использует Гонконг для ухода от налогов и от уголовного преследования, отмечает TJN: поддержка Китая позволяет Гонконгу противостоять давлению ОЭСР, требующей увеличить финансовую прозрачность.