Мировые риски учтены в цене российского фондового рынка


Намного больше, чем от самой коррекции,

инвесторы теряют от попыток подготовиться к ней

или предугадать ее.

Питер Линч

В конце сентября в России происходили важные политические события, широко освещавшиеся в мировых СМИ, но движение рынков, в том числе российского, определяли новости из других стран и регионов: США, Европы, Китая. Так, вероятно, будет и в октябре.

Сегодня тревогу инвесторов вызывает, во-первых, возможность дефолта Греции, а во-вторых, очевидное замедление роста экономики США и ЕС, которое в начале 2012 г. может перерасти в рецессию. Дефолт опасен тем, что вызовет «эффект домино» в других европейских странах, испытывающих финансовые трудности (в частности, в Италии и Испании), и приведет к неплатежеспособности банков. Рецессия же грозит уменьшением спроса на нефть и другие сырьевые товары. Россия сейчас имеет хорошие бюджетно-экономические показатели, но инвесторы боятся, что греческий дефолт или рецессия в США и Европе быстро сведет на нет рост российской экономики.

На наш взгляд, этот риск полностью учтен в текущей капитализации российского фондового рынка: она соответствует цене Urals в $65 за баррель, хотя сегодня баррель стоит около $100. Движение российских акций и рубля пришло в большее соответствие с динамикой развивающихся рынков, которую сейчас целиком определяет поведение международных инвесторов, потерявших всякую склонность к риску.

Коэффициент «цена / прибыль 2011о» (отношение капитализации к оценочной прибыли за 2011 г.) российского рынка составляет 5,3, что на 38% ниже среднего значения для развивающихся рынков, рассчитанного на основе консенсус-прогнозов прибыли. Без учета сырьевых секторов с их неизменно низкими мультипликаторами дисконт составляет 12% по коэффициенту «цена / прибыль 2011о» и 23% по коэффициенту «цена / прибыль 2012о»: недооценка увеличивается потому, что в России рост прибыли отраслей, ориентированных на внутренний рынок, в 2012 г. будет на 14 процентных пунктов больше, чем в среднем по развивающимся странам (25% против 11%).

По итогам сентября и III квартала, неудачного почти для всех активов, кроме доллара, российские ценные бумаги подешевели не больше остальных. Индекс ММВБ снизился за месяц на 11,6%, за квартал – на 18,0%, тогда как индекс развивающихся рынков MSCI EM – соответственно на 14,8% и 23,2%, а развитых рынков MSCI World – на 8,8% и 17,1%. Динамика индекса РТС, рассчитываемого в долларах, была ближе к динамике MSCI EM: снижение составило 21% за месяц и 29% за квартал.

Рубль в III квартале оказался устойчивее валют большинства азиатских и других развивающихся стран: он подешевел относительно доллара на 13%, тогда как, например, бразильский реал – на 17%, а южноафриканский ранд – на 20%.

Третий квартал стал для рынков худшим с конца 2008 г. Для продолжительного предновогоднего ралли необходимо два условия: во-первых, разработка четкой программы действий по разрешению греческой проблемы, а во-вторых, либо появление несомненных признаков стабилизации американской и европейской экономик, либо принятие властями США и ЕС новых пакетов стимулирующих мер. Новый раунд количественного смягчения особенно помог бы развивающимся рынкам, включая российский, т. к. не только подал бы надежду на ускорение роста мировой экономики, но и способствовал бы ослаблению доллара, а значит, поддержал бы нефть и валюты развивающихся стран. К сожалению, о согласованных действиях такого рода будет объявлено, возможно, не ранее 3–4 ноября, когда в Каннах встретятся руководители стран «большой двадцатки».

Итак, в октябре – начале ноября настроение рынков, в том числе российского, будет определяться макроэкономической статистикой из США, ЕС и Китая и рядом событий, включая встречи в верхах, на которых может быть в той или иной форме принята программа действий по борьбе с кризисом.

Автор - главный стратег \"Сбербанк CIB\".