Инфляция впала в стагнацию

Индекс потребительских цен в России не растет четвертый месяц. За 10 дней октября он снова составил 0%, сообщил Росстат

Третий квартал был первым в истории России кварталом, когда цены не росли: в июле и сентябре инфляция была нулевой, в августе – отрицательной. Рост цен, по данным на 10 октября, не возобновился. Накопленная с начала года инфляция уже четвертый месяц держится на уровне 4,7%.

Похожая ситуация наблюдалась в 2009 г., когда в течение августа – октября инфляция была нулевой на фоне торможения потребительского спроса и заморозки кредитования. В августе и сентябре замедлению инфляции традиционно способствует также сезонное удешевление плодоовощной продукции; в этом году инфляция замедлилась в том числе и из-за высокой базы прошлого года: дешевели не только фрукты и овощи, но и крупы, хлеб, сахар.

Однако для октября нулевые темпы инфляции не характерны: в среднем за последние шесть лет – за исключением шоковых 2007 и 2009 годов – они составили 0,5%. Минэкономразвития прогнозировало инфляцию в октябре в 0,3–0,5%, в зависимости от темпов продолжающегося удешевления ряда продовольственных товаров (круп и овощей). Темпы роста цен на другое продовольствие (молочная продукция, хлеб, рыба) в октябре ускорились. Повышение цен на непродовольственные товары (а в сентябре, несмотря на общий нулевой рост цен, индекс базовой инфляции вырос) также может повлиять на итоговый индекс. Девальвация августа – сентября скажется на росте цен импортной продукции к концу года – контракты на поставку продукции заключаются, как правило, за несколько месяцев. Одним из способов бегства из рубля для населения стала скупка товаров – направляемая на это доля дохода в августе резко выросла, рост оборота розницы ускорился. В сентябре, судя по росту продаж иномарок (на 6% к августу против 1% месяцем ранее с сезонной корректировкой, по расчетам BofA Merrill Lynch), средний класс продолжал активно спасать свои доходы от обесценивания.

«Гречневый психоз» в прошлом году взвинтил цены на продовольственном рынке, сейчас они снижаются, а умеренный рост кредитования и зарплат не свидетельствует о наличии потенциала для разгона цен, говорит Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». Совсем другая по сравнению с 2010 г. ситуация и на денежном рынке: свободная ликвидность испарилась на фоне оттока капитала, ставки межбанковского рынка выросли, рост денежной массы резко затормозился, перечисляет Гавриленков. Огромный профицит бюджета (более 1 трлн руб. за январь – сентябрь) тоже, хотя и временно, способствует стерилизации денег. О схлопывании потребительского спроса сейчас речи не идет, уверен Гавриленков: «Просто нет перегрева». По итогам года инфляция может быть ближе к 6%, полагает он, в ноябре – декабре из-за пиковых расходов бюджета рост цен ускорится.