Как Европа собирается спасать свою банковскую систему

Рынки с энтузиазмом восприняли новости о том, что страны «двадцатки» серьезно относятся к необходимости рекапитализации европейских банков. Правда, им самим даже такие новости не впрок – акции большинства продолжают падать
Bloomberg

Страны ЕС готовы принять «очень серьезный план» рекапитализации местных банков, заявил еврокомиссар по экономическим и финансовым вопросам Олли Рен. «Думаю, в ближайшие дни у нас будет больше ясности по этому вопросу, – отмечает Рен. – У стран ЕС и банков должны быть очень четкие планы, чтобы провести рекапитализацию как можно быстрее» (цитата по Bloomberg).

На прошлой неделе президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу призвал банки поддерживать более высокий уровень капитала. Тем, кто не сможет привлечь капитал самостоятельно, придется смириться с принудительной рекапитализацией: у правительств на это будет 6–9 месяцев. Регуляторы потребуют от банков поддерживать капитал на уровне 9% против 5%, требовавшихся, чтобы пройти июльские стресс-тесты. «На данном этапе мы не хотели бы подтверждать никакие цифры», – сказал вчера Рен.

Вопрос о рекапитализации банков ЕС обсуждали министры финансов стран «двадцатки», которая прошла на прошлой неделе в Париже (см. статью на стр. 03). К ноябрьскому саммиту «двадцатки» может быть опубликован список системно важных для глобальной экономики банков, которым придется поддерживать капитал на более высоком уровне, чем остальным, рассказали Bloomberg два чиновника из стран «двадцатки». В этом списке, который подготовит совет по финансовой стабильности, может оказаться до 50 банков. Их влияние на финансовые рынки будет оцениваться в зависимости от их размера, взаимосвязанности с другими финансовыми институтами, трудности подобрать замену, глобальной активности и сложности структуры бизнеса.

Центробанки уже приняли решительные меры, отмечается в коммюнике финансовой «двадцатки», и будут и дальше готовы, если понадобится, предоставить банкам ликвидность.

МВФ также призывает европейские банки рекапитализироваться. По его оценке, банкам нужно 100–200 млрд евро дополнительного капитала, чтобы нивелировать риски по вложениям в суверенные долги периферийных стран еврозоны.

Оценить риски банков по таким инвестициям непросто. Одна из причин – разница в учете активов в разных странах, позволяющих банкам списывать разный процент проблемных активов. Некоторые банки оценивают греческий долг и прочие подешевевшие активы по рыночной стоимости, т. е. примерно в половину номинала, и списывают вторую половину в убытки. Так, например, делает Royal Bank of Scotland. Другие говорят, что сейчас нет жизнеспособного активного рынка по этим инструментам, и поэтому оценивают их стоимость на основе собственных моделей. Например, BNP Paribas списал 21% греческого долга. RBS утверждает, что руководствуется «консервативным подходом, соответствующим принятым бухгалтерским стандартам», BNP Paribas убежден, что его списания – «лучшее отражение» стоимости актива. Deutsche Bank обещал провести вторичные списания по греческому долгу.

Из-за разницы подходов прибыль и балансы банков, «возможно, нельзя сравнивать и инвесторам нужно смотреть на вложения в суверенные долги и применяемый метод бухучета», отмечает аналитик Citigroup Global Markets Сара Динс. «Долг не единственное, чье качество повреждено, – говорит бывший главный аудитор Комиссии по ценным бумагам и биржам США Линн Тернер, – качество регулирования и аудита повреждено так же, если не хуже».

Итоги встречи министров финансов «двадцатки» рынки оценили позитивно. В пятницу европейские фондовые индексы прибавили 0,8–1,2%, основные индексы США – 1,5–2%. Евро укрепился к доллару на 0,73% до $1,39. Подорожали и акции некоторых европейских банков. Котировки RBS выросли на 0,41%, Barclays – на 1,65%, HSBC – на 0,36%, Unicredit – на 2,32%. Но многие крупные банки продолжали дешеветь. Акции Lloyds Banking Group потеряли 2,95%, Deutsche Bank – 1,23%, BNP Paribas – 3,28%, Societe Generale – 3,56%, Credit Agricole – 1,61%.