Финансы
Бесплатный
Татьяна Воронова|Алексей Рожков
Статья опубликована в № 2961 от 17.10.2011 под заголовком: За клиентами в регионы

«Хоум кредит энд финанс банк» пошел в поход на российские регионы

Не охваченная банковскими услугами территория России не дает покоя чешской группе PPF. Так и не дождавшись решения о создании Почтового банка, она решила самостоятельно работать с клиентами в российской глубинке
Д.Гришкин
«Хоум кредит энд финанс банк»

универсальный банк. владелец – группа PPF. финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.): активы – 110,2 млрд руб., депозиты – 25,6 млрд руб., чистая прибыль – 5,8 млрд руб. кредитный портфель – 82,9 млрд руб.

Хоум кредит энд финанс банк» увеличит число отделений в 5 раз до 2500 в ближайшие 18 месяцев, поделился планами представитель основного владельца банка – чешской группы PPF Милан Томанек. Уже до конца этого года их число вырастет с 500 до 840, сказал он Reuters.

Банковских офисов более-менее достаточно только в Москве и Санкт-Петербурге, а в маленьких городах их очень мало, хотя в них живет почти полстраны, замечает предправления «Хоум кредита» Иван Свитек. По его словам, банк будет открывать офисы в крупных и небольших городах с численностью населения от 50 000 человек: «Там высокий спрос на банковские услуги, а конкуренция со стороны банков низкая. И мы хотим занять эту нишу».

Географическая экспансия, продолжает Свитек, – часть стратегии банка по развитию универсальной розницы. «Конечно, столь интенсивное развитие сети дает нам важное конкурентное преимущество. У нас будет одна из крупнейших банковских сетей в России!» – обещает банкир.

«Хоум кредит» был одним из тех, кто проявил интерес к проекту создания розничного банка на базе «Почты России» с сетью в 40 000 отделений. Идея проекта, реализацией которого занимается Внешэкономбанк, – донести банковские, страховые и другие финансовые услуги не только до городского, но и до сельского населения страны. Ряд банков, в том числе «Хоум кредит» и «Юникредит банк», не стали участвовать в проекте. Сейчас среди потенциальных участников дружественный «Хоум кредиту» Номос-банк, конкурент «Русский стандарт».

Издержки на открытие сети – это всегда разовые траты, главное, что банк решился выйти в более рискованный сегмент, новые клиенты всегда означают новые риски, указывает аналитик ING Bank Егор Федоров. Однако он считает, что экспансия «Хоум кредита» вглубь России – хороший сигнал для ритейла, если крупный розничный банк увидел в этом перспективы.

Свитека издержки не пугают, хотя, сколько банк планирует потратить на экспансию, банкир не говорит. «В крупных городах мы открываем стандартные и легкие офисы, в малых городах – только легкие форматы, ведь такая сеть гибкая и легко управляется, – указывает он. – Большое количество клиентов и операций позволит банку достигнуть безубыточности наших офисов гораздо быстрее, чем в среднем по рынку».

У конкурентов «Хоум кредита» таких планов нет: например, «Ренессанс кредит» активно использует агентов для продаж. «Мы предпочитаем открывать офисы в таких городках уже после того, как обрастем клиентской базой, а до этого момента используем агентов, продающих наши продукты», – говорит зампред правления «Ренессанс кредита» Олег Скворцов. Такие населенные пункты весьма неоднородны по социально-экономическому профилю, рискам, конкуренции, считает он: «Если это город с градообразующими предприятиями, вероятнее всего, у Сбербанка здесь есть зарплатный проект, что осложняет конкуренцию». К тому же, добавляет Скворцов, такой рост сети значительно увеличивает операционные затраты банка: на выбор помещения, обучение сотрудников, логистику, сеть для погашения кредитов. В небольшом городе также нелегко найти помещения, ведь не во всех городах даже есть торговые центры. Часто это переделанные советские учреждения, а то и попросту облагороженные рынки.

Идея легких офисов Скворцову кажется очень привлекательной, но открыть большое количество таких отделений за короткий срок сложно и не так уж дешево. Учитывая заявленные сроки, можно предположить, что новые легкие отделения или их часть будут открыты на базе существующих точек продаж в торговых сетях.

«Планы хорошие, но дьявол, как всегда, в деталях – например, такая проблема, как низкое проникновение и качество интернета, может повысить нагрузку на точки, к тому же не во всех таких городах есть возможность сделать удобные для клиентов каналы погашения», – комментирует руководитель розницы крупного российского банка.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать