Самое сложное – определить не как будут падать рынки, а когда


Автор - управляющий директор Альфа-банка.

Финансисты в компаниях и банках все больше задаются вопросом, как действовать в краткосрочной перспективе ввиду кризисных явлений. Превалирующий ответ – все плохо и лучше взять отпуск до прояснения перспектив.

Практическую ценность этот ответ имеет для краткосрочных спекулянтов, но для руководителей бизнесов он не подходит. Не навязывая свое виденья, мы хотим предложить несколько соображений, которые рекомендовали бы принять во внимание при выработке плана действий.

Первое, следует отметить, что над размышлениями комментаторов довлеют образы кризиса, последовавшего за крахом банка Lehman Borthers в 2008 г. На наш взгляд, такого спада деловой активности и провала рынков, скорее всего, нас не ожидает. Хотя кризис, если он произойдет, не будет контролируемым, он может быть до какой то степени управляемым, т.е. его допустят, только когда правительства подготовят инициативы, которые сгладят эффект от дефолта Греции. Все понимают, что даже если это произойдет таким образом, в момент кризиса не удастся избежать провала финансовых и сырьевых рынков, а также, как следствие, иссякания доступной для кредитования ликвидности. Но хотя сразу после объявления рынки станут сверхволатильными, эта ситуация будет сохранятся не дольше одного-двух месяцев. В конце концов, мы предполагаем, что картинка этого провала будет напоминать график поведения рынков после кризиса Европейской денежной Системы в 1992 г., когда ее покинуло несколько стран. Так же, как и тогда, рынки стабилизируются, но экономика перенесет этот кризис тяжело.

Вторым элементом в анализе текущей ситуации как раз и является взаимоотношение экономики и рынков. Начиная с 2008 г., характер взаимодействия значительно изменился по сравнению с «привычным» за предыдущие полвека. Сегодня складывается впечатление, что рынки и экономика не очень связаны. Объяснений тому много, например, «количественные смягчения» больше помогают финансовым и сырьевым рынкам. Можно предположить, что во избежание паники и теперь центральные банки помогут рынкам, но, как и предыдущие попытки, эти действия вряд ли помогут экономикам еврозоны и США. Таким образом, угроза рецессии является реальной, а угроза бездонного провала рынков a la Lehman, скорее всего, завышена.

Третьим фактором, заслуживающим внимания, является ассиметрия информации - это проблема, проявляющаяся в неравномерном распространении информации или в разном времени, которое уходит у инвесторов на ее осознание. Именно эта проблема лежит в основе общего наблюдения, что скрыться от потерь ни в последние два-три месяца, ни в 2008 г. было негде, т.к. по очереди падали котировки и акций, и облигаций, и валют, и драгоценных металлов. Ассиметрия, в ее разных формах, – это, в первую очередь, отражение сложности глобализации рынка. Например, когда вы смотрите финансовые программы по американскому телевидению, вы не часто слышите о европейских проблемах. Американские СМИ, вероятно, знают, что зрители выключают каналы, если новости не связаны напрямую с США, даже если считают их ключевыми для финансовых рынков. То же самое происходит в Европе и Азии в отношении информации с других континентов. То есть, в то время как мир носит глобальный характер, менталитеты очень локальны. В моменты, когда рынки приходят к единой оценке событий, происходят движения, которые в тех регионах, где их давно ожидали, кажутся запоздалыми и странными.

С другой стороны, даже локальная информация в период кризисов оказывается ненадежной. Например, суммарный объем долгов стран южной Европы на балансах европейских банков стал достоянием прессы спустя почти год после начала греческого кризиса. Истинный уровень риска, принятого на эти страны страховыми компаниями и пенсионными фондами, по-прежнему не известен или известен очень узкому кругу. В таких ситуациях рынок как бы знает, что проблема существует, но ее размер становится известен не сразу. Соответственно, движения рынка, следующие за уточнениями, удивляют тех, кто ожидал, что тема, в целом, должна была быть отражена в ценах.

Обсудив некоторые важные для анализа текущей динамики моменты, мы хотели бы обратить внимание, что самым сложным в текущей ситуации является не предсказание сценариев падения рынков и его последствий, а определение времени, когда оно может произойти. Уже больше года существует прогноз дефолта Греции. Несколько месяцев назад этот прогноз, в целом, стал консенсусом, но произойдет он или нет – не известно. Соответственно «в подвешенном состоянии» можно находится еще несколько месяцев. Поэтому первоочередным, на наш взгляд, является не уход от всех рисков, а нахождение алгоритма работы в высокорискованных условиях в среднесрочной перспективе.