Европа договорилась о новом пакете антикризисных мер

Европейские лидеры приняли антикризисный план: снижение обязательств Греции по облигациям вдвое – на 100 млрд евро и столько же на поддержку банков, увеличение помощи стране на 30 млрд евро, а европейского стабфонда – на 800 млрд. Рынки поверили, что триллион их спасет, но прежние вливания им поначалу также казались достаточными
AP

После 11 часов за столом переговоров лидеры 16 стран еврозоны в 4 утра четверга объявили о пакете мер, который, как они надеются, позволит предотвратить распространение европейского долгового кризиса. «Никакого самоуспокоения, теперь предстоит тяжелая работа», – сказал, покидая саммит, председатель Европейского центробанка Жан-Клод Трише, который вскоре уйдет в отставку.

Политики договорились с частными кредиторами Греции о списании 50% номинальной стоимости ее облигаций. По словам президента Франции Николя Саркози, сумма списания составит примерно 100 млрд из 350 млрд евро долга Греции, что позволит снизить долг страны до 120% ВВП к 2020 г. с нынешних 160%. «Я верю, что это всеобъемлющий, амбициозный и ответственный ответ кризису», – заявил Саркози.

Кроме того, вторая программа помощи Греции будет увеличена со 100 млрд до 130 млрд евро, а Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) – в 4–5 раз примерно до 1 трлн евро. Эта цифра (ее подтвердили Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель) получена с учетом снижения EFSF c начальных 440 млрд евро после выплат Греции, Ирландии и Португалии.

Согласована программа рекапитализации европейской банковской системы на 106,4 млрд евро. Столько денег к середине 2012 г. понадобится 70 крупнейшим банкам 27 стран Евросоюза, чтобы сохранить достаточность сердцевинного капитала первого уровня на уровне 9% после списания стоимости греческих долгов. Предполагается, что на время рекапитализации банки не будут выплачивать бонусы и дивиденды, заявили председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и Европейское банковское управление (EBA).

Рынки приветствовали соглашение. Фондовые индексы стран еврозоны выросли более чем на 5%, акции итальянских, испанских, немецких и французских банков – на 8–20%. Курс евро к доллару подскочил на 2%, доходя в ходе торгов до $1,4145, выросли индекс ММВБ и рубль (см. стр. 07).

Впрочем, не все разделяют оптимизм. Предыдущие антикризисные пакеты поначалу также вызывали эйфорию на рынках и иллюзию у политиков, что проблема решена (см. врез), но впоследствии выяснялось, что радость их преждевременна. Многие опасаются, что история повторится.

Бельгия «дистанцируется» от решения лидеров еврозоны увеличить программу приватизации Греции на 15 млрд евро ради компенсации EFSF на эту сумму, сказал вчера Financial Times премьер-министр Ив Летерм. Он сомневается в способности Греции исполнить уже одобренную программу приватизации на 50 млрд евро. «Много слов, мало деталей, – говорит Пьер Гаве, директор аналитической компании Gavekal. – Что это, 14-я встреча за последние 20 месяцев? Сейчас Европа продолжит барахтаться, но исход [кризиса] мы с вами поймем через год-два: будет ли это создание единой бюджетной администрации или демонтаж эксперимента под названием «еврозона».

Хорошо, что прогресс достигнут, но неопределенность сохраняется, так как универсального решения проблемы долгового кризиса в еврозоне не предложено, суммирует настроения участников рынка директор по рыночной стратегии Lloyds Bank Corporate Markets Чарльз Дибел в своем отчете: «Думаю, нынешнего объявления достаточно, чтобы дать рынкам ненадолго вздохнуть спокойно и прикупить рискованных активов. Но не было предложено, как стимулировать рост и реструктурировать экономики, и это придется делать».

Особенно тяжело шли переговоры о списании стоимости греческих облигаций. 21 июля, когда лидеры еврозоны в последний раз договорились о помощи Греции, предполагалось обменять ее бонды сроком погашения до трех лет на долгосрочные (до 30 лет). Это, по расчетам Института международных финансов (IIF), представляющего банки, предполагало списание 21% стоимости бондов – и не номинальной, а чистой приведенной.

Потери кредиторов будут зависеть от того, насколько длинные бумаги у них в портфелях, объясняет главный экономист «ВТБ капитала» Алексей Моисеев, некоторые могут даже выиграть. Например, облигации с погашением в 2016 г. торгуются по 33–45% от номинала, в 2028 г. – по 34%, в 2034 г. – по 23%, т. е. при списании 50% номинальной стоимости их держатели получат больше, чем они сейчас стоят на рынке, говорит он. «Так что, если рынки будут убеждены, что облигации будут обслуживаться, большинство может выиграть от принятого соглашения», – резюмирует Моисеев.

Соглашение, в принципе, приемлемо для держателей облигаций, заявил председатель IIF Чарльз Даллара, и многие согласятся на обмен, хотя, возможно, не все.

Для обеспечения гарантий по бондам Греция займет у EFSF еще 30 млрд евро – этим и объясняется увеличение программы помощи.

Увеличение EFSF позволит странам еврозоны убедить рынки в надежности их новых гособлигаций и снизить стоимость заимствований, говорится в сообщении по итогам саммита. Предложено два способа использования средств фонда, правда без деталей.

Согласно первому EFSF будет финансировать гарантии по первичным убыткам, которые могут понести держатели облигаций (в первую очередь Италии и Испании) в случае дефолта стран; сумма убытков не названа. Второй вариант предполагает создание фонда со средствами EFSF и богатых деньгами стран, таких как Китай. В пятницу директор EFSF обсудит эту возможность в Пекине, а Саркози вчера говорил об этом с председателем КНР Ху Цзиньтао (результаты их беседы неизвестны).

Что касается рекапитализации банков, то, если они не смогут привлечь средства самостоятельно, они смогут обратиться за кредитами к своим правительствам и при необходимости к EFSF. Больше всего, 30 млрд евро, нужно банкам Греции (премьер-министр Георгиос Папандреу заявил вчера, что ряд банков, возможно, будут частично национализированы, а после реструктуризации выведены обратно на рынок) и Испании (26,2 млрд евро); банкам Италии нужно 14,7 млрд евро, Франции – 8,8 млрд евро, Португалии – 7,8 млрд евро, Германии – 5,2 млрд евро.

«У крупнейших банков не будет проблем с достижением поставленных целей органическим путем», – уверены аналитики Nomura. Многие банки, в частности французские, заявляли ранее, что не будут проводить допэмиссии акций, а увеличат капитал за счет прибыли, продажи активов и сокращения балансов. «BNP Paribas и Societe Generale, возможно, покроют свои потребности за счет прибыли в ближайшие четыре квартала», – считает банковский аналитик Cheuvreux Паскаль Дек.

EBA в ноябре уточнит окончательные требования по дополнительному капиталу, к концу года они должны будут сообщить национальным регуляторам способы его привлечения.