Альфа-банк уступил UCS работу в магазинах

Крупные банки начали отказываться от бизнеса по обслуживанию расчетов покупателей в магазинах с использованием кредитных карт. Пионером выступил Альфа-банк, продавший эквайринг, балансирующий на грани рентабельности, профильной компании UCS
ИТАР-ТАСС

Речь идет о так называемом корпоративном наземном эквайринге, т. е. обслуживании расчетов в торговых центрах, говорится в совместном сообщении Альфа-банка и UCS. Банк останется расчетным банком для переданных UCS 10 000 торговых точек. Сумма сделки не раскрывается.

Торжество наличных. 615

российских банков к 1 июля осуществляли операции по эквайрингу.

1,8

млрд руб. на 7,1 трлн руб. операций с картами обслужили банки за первое полугодие. Из них 63 и 89% соответственно пришлось на снятие наличных.

Обслуживание операций в интернете банк передавать не намерен. Напротив, он собирается сфокусировать усилия и ресурсы на интернет-эквайринге как на одном из перспективных направлений. Не намерен банк отказываться и от другой формы сотрудничества с торговыми сетями, приносящей ему комиссионный доход, – инкассации, уверяет представитель Альфа-банка.

Представители многих банков заявляли, что делают ставку на развитие комиссионных доходов. «Альфа» не был исключением, его топ-менеджеры обещали развивать транзакционный бизнес. Однако торговый эквайринг не играл заметной роли – доход Альфа-банка от него в общих доходах не превышал 1%, сообщил представитель банка.

Сейчас торговый эквайринг находится на грани себестоимости, говорит начальник управления платежных инструментов «СМП банка» Елена Дворовых. Сделка Альфа-банка логична, банк решил, что лучше бросить чемодан, чем нести его дальше, говорит она и поясняет, что банки в России напрямую несут расходы на покупку оборудования и установку его в торговых точках. Кроме того, банки изначально в погоне за клиентами демпинговали, занижая комиссии, 5–8 лет назад платежные системы предупреждали, что бизнес станет невыгодным, напоминает Дворовых. У «СМП банка» есть свой эквайринг, продавать его банк пока не собирается – нет возможности создать привлекательный макет бизнеса для продажи, тем более что он пока не является убыточным, говорит Дворовых.

В среднем по рынку от платежа клиента на обслуживание расчетов по карте уходит 2%, из них 1,5–1,6% получает банк – эмитент карты, около 0,3% уходит платежным системам, доход эквайера не превышает 0,2%, говорит гендиректор UCS Владимир Комлев. Себестоимость расходов для банков-эквайеров без учета расходов на оборудование составляет около 1,5%, уверяет Дворовых.

Более 90% операций по картам приходится на снятие наличных в банкомате, говорит член правления Альфа-банка Алексей Марей. 10 лет назад 97% платежей производились наличными, рынок эквайринга растет очень медленно, уверен он. Владельцы карт постепенно переходят к тому, чтобы оплачивать по ним товары и услуги, не согласен директор департамента карточного бизнеса Unicredit Bank Александр Вишняков. Сейчас можно говорить о том, что на снятие наличных по картам приходится уже 80, а не 90%, отмечает он. И признает, что Unicredit даже не начал развивать эквайринг в России, хотя и изучал такую возможность.