Хикмет Эрсек: «Люди, вывозящие капиталы из России, – не наши клиенты»

В начале 1990-х Россия больше принимала денежных переводов, чем отправляла. Сейчас все наоборот. Это свидетельствует об экономическом росте России, говорит Хикмет Эрсек
Д.Абрамов

1986

пришел в Europay / MasterCard, работал в сфере продаж, маркетинга и развития сотрудничества с банками

1996

исполнительный директор в Австрии и Словении компании General Electric

1999

региональный вице-президент в странах Юго-Восточной Европы Western Union, с 2006 г. – исполнительный вице-президента компании

2010

назначен президентом и главным исполнительным директором Western Union

Штрихи к портрету

Хикмет Эрсек свободно говорит на турецком, немецком и английском языках, его мать, родом из Австрии, и отец-турок поженились в Париже. При этом Эрсек имеет особую связь с Индией: его жена индианка, и он каждый год бывает в этой стране. Рост Хикмета Эрсека больше 195 см. До 1986 г. он профессионально играл в баскетбол. Из спорта ушел после окончания университета. Эрсек говорит, что у него есть образец для подражания в бизнесе: «Им был Стив Джобс. Мы работали на разные целевые аудитории: он на более обеспеченных людей, а я на масс-маркет, но мы шли к одной и той же цели. Представьте себе пирамиду: внизу находится массовый потребитель – это не бедные люди, это просто большая часть населения земли. Они хотят работать, вести свой бизнес, чтобы сделать свою жизнь лучше. Это наша аудитория, и мы предоставляем ей условия для бизнеса, тем самым подтягивая ее к верху пирамиды. Стив Джобс же шел от верха пирамиды вниз, делая высокотехнологичный продукт доступным массовому потребителю. Все эти технологические инновации или инновационные финансовые услуги упрощают бизнес для людей из нижней части пирамиды, и со временем они будут играть все большую и большую роль в мировой экономике».

Western Union

мировой лидер в области денежных переводов и платежных услуг. Финансовые показатели (9 месяцев 2011 г.): выручка – $4 млрд, чистая прибыль – $713,1 млн. 100% акций – в свободном обращении. капитализация на NYSE – $11,1 млрд. В 2010 г. глобальная сеть Western Union насчитывала около 485 000 пунктов обслуживания клиентов более чем в 200 странах и территориях мира. В 2010 г. Western Union обработала 214 млн транзакций между физлицами на $76 млрд и осуществила 405 млн переводов между физическими и юридическими лицами.

Компания-долгожитель

Western Union основана в 1851 г. как телеграфный бизнес в г. Рочестер, штат Нью-Йорк. В 1871 г. клиентам впервые была предложена услуга денежных переводов. Основатели – Хайрам Сибли и Сэмюэль Селден хотели объединить разрозненные телеграфные линии в единую сеть и в результате создали эффективный и растущий бизнес. В 1900-х гг. компания прошла путь от изобретения первого биржевого телеграфного аппарата до запуска первого в США коммерческого спутника.

Возглавив Western Union чуть больше года назад, Хикмет Эрсек скорректировал стратегию развития компании, история которой превышает полтора века. Среди задач, поставленных им тогда, – борьба с онлайн-конкурентами через развитие электронных каналов и развитие нового направления – предоставление услуг по международным переводам малому и среднему бизнесу. За этим будущее, уверяет Эрсек. Согласно последней финансовой отчетности, выручка подразделения, предоставляющего услуги юрлицам, выросла на 30%, доход от электронных каналов увеличился на 40%. О том, как монополисту в области денежных переводов удается удерживать свои позиции на динамично развивающемся рынке и почему экономическая нестабильность еще больше укрепляет бизнес компании, Эрсек рассказал «Ведомостям».

– Какие изменения произошли в компании под вашим руководством?

– Одна из моих инноваций – создание подразделения по предоставлению услуг денежных переводов для компаний малого и среднего бизнеса. Например, вы работаете в небольшом городе в Китае и вам нужно продать 50 000 маек покупателю из маленького российского городка. В таком случае наиболее быстрый и удобный способ перевести средства – это система денежных переводов. Сейчас это направление услуг не очень развито, и многие маленькие компании испытывают трудности при ведении международного бизнеса. При этом примерно 28 млн небольших предприятий осуществляют экспортные и импортные поставки по всему миру, и мы, в свою очередь, видим здесь большие возможности для Western Union. Два месяца назад мы купили подразделение Global Business Payments компании Travelex, которое предоставляет услуги в сфере B2B-переводов в 16 странах мира.

– Почему перевод средств через Western Union предпочтительнее, чем через локальные банки?

– А вы попробуйте перевести средства через маленький сберегательный банк в китайской деревне и небольшой банк в российской провинции – могу только пожелать вам удачи! Вы увидите, как много времени это займет, насколько это сложный и непрозрачный процесс.

– Сейчас все говорят, что ваш бизнес умирает из-за все большей доступности других услуг: мобильный банкинг, перевод с карты на карту, электронные кошельки и т. п. Возрастающая доля безналичного оборота губительна для вашего бизнеса?

– Здесь не учитывается тот факт, что мы при этом тоже развиваемся и увеличиваем свою рыночную долю. Помимо отправления и получения переводов наличными сейчас мы можем осуществлять транзакции, в которых наличные деньги появляются лишь на одной стороне – их либо принимают, либо отправляют. То есть вы можете сделать безналичный перевод через интернет, а ваш получатель заберет наличные в любом пункте обслуживания Western Union, или наоборот: вы пересылаете наличные, и они попадают на счет получателю. При этом мы используем самые удобные для клиентов технологии. Я могу прямо сейчас взять iPad и послать $150 своему отцу в Турцию, надо совершить лишь пару действий – и перевод отправлен. Мой отец теперь может забрать деньги в любом удобном пункте обслуживания. Кто может сделать это кроме Western Union? Таких компаний просто нет. Традиционный и надежный бизнес мы комбинируем с инновациями.

– А как насчет конкуренции со стороны региональных компаний, предоставляющих услуги, аналогичные вашей?

– У нас действительно много конкурентов, но наша доля на рынке международных денежных переводов составляет примерно 17,5–18%, и она ежегодно растет.

– Но местные компании растут и скоро могут помешать вашей экспансии.

– На самом деле для нас это не проблема. Мне кажется, наша индустрия будет устроена так же, как глобальный рынок быстрого питания. Кто главный игрок на рынке фастфуда? «Макдоналдс». А кто его главный конкурент? Торговцы на углу, продавцы кебабов и хот-догов – у них нет единого бренда, но они работают по всему миру. Точно так же и в индустрии денежных переводов: у нас есть бренд и масштабная сеть, а у локальных игроков есть своя специализация. Наряду с ключевыми глобальными компаниями есть много локальных, они предоставляют услуги по переводу средств из конкретных регионов, например из Великобритании в Албанию, из Германии в Марокко. Здесь главное, что глобальные и региональные игроки дополняют друг друга.

– А государства различных стран не препятствуют вашему развитию? В каких странах вы столкнулись со сложностями, с жесткими требованиями?

– Мы работаем во всех странах, кроме Ирака, Северной Кореи, Сомали и Мьянмы. Это обусловлено политическими причинами. Мы есть даже на Кубе – власти страны сделали исключение для Western Union, так как во Флориде проживает большая коммуна кубинских мигрантов, отправляющих переводы своим семьям на родине. В целом денежные переводы – это сильно регулируемая отрасль, регуляторы и в Европе, и в США предъявляют жесткие требования к соответствию системы антитеррористическому законодательству и нормам по борьбе с отмыванием доходов. С другой стороны, например, в Китае или России есть требования, которых нет в других странах.

– В России платежные системы должны иметь лицензию НКО (некоммерческой организации). Вы изначально развивали бизнес здесь на базе банка, поэтому у вас не возникло проблем с выполнением этого требования. Но вы считаете это условие необходимым?

– Я не совсем разделяю это мнение. Мне понятна позиция государства, его беспокойство о защите граждан, но здесь кроется и препятствие для развития отрасли. Офис любого банка в любой стране закрывается в 6–8 часов вечера – а что, если вам понадобилось сделать перевод поздно вечером? Было бы хорошо, если перевод платежа можно было бы сделать в каком-нибудь круглосуточном магазине. Денежные переводы – это не столько банковский, сколько потребительский бизнес, такая услуга должна быть доступна повсеместно, на базе различных магазинов, точек обслуживания клиентов, даже в любой закусочной.

– Как может поменяться ваш бизнес в России, если точки приема и отправления смогут находиться не только в банковских и почтовых офисах, но и в торговых заведениях? Есть ли здесь какие-то трудности?

– Мы должны будем еще более тщательно подходить к отбору этих торговых заведений, проверять их технологическую оснащенность, уровень безопасности и т. д. Однако у нас большой опыт решения таких проблем, мы работаем с небанковскими организациями в США и Европе, поэтому я не вижу причин, по которым мы могли бы столкнуться с большими сложностями в России.

– Как изменилось поведение россиян с начала работы Western Union в нашей стране в 1991 г.?

– Когда мы только начинали работать, Россия была принимающей страной, т. е. получала больше переводов, чем отправляла, теперь же, наоборот, переводы средств из страны превышают переводы в страну. Это свидетельствует об экономическом росте России, она стала достаточно сильной, чтобы создавать рабочие места, в том числе для мигрантов из СНГ, которые пересылают средства своим семьям на родину. Увеличение объема исходящих переводов привело и к росту объемов бизнеса Western Union в России.

– Может быть, часть этих переводов связана с оттоком капитала богатых бизнесменов?

– Те люди, которые вывозят из России большие капиталы, не наши клиенты. Мы работаем с масс-маркетом, средний размер перевода в мире не превышает $350. Наши клиенты отправляют деньги, чтобы поддержать свои семьи, оставшиеся на родине, или, например, оплатить обучение или лечение родственников.

– Что может и должно стать основой для развития бизнеса в России и в мире? Какой будет индустрия денежных переводов через 10 лет?

– Изменения будут связаны с тем, что компании малого и среднего бизнеса играют все большую и большую роль. Сейчас инфраструктура для ведения этого бизнеса не выстроена, нет достаточного количества необходимых финансовых услуг. Но мир движется в этом направлении, и упрощение трансграничных переводов – часть этого процесса.

– Какой тактики в этом случае будет придерживаться ваша компания?

– Первый этап – дальнейшее расширение сети. Тринадцать лет назад я мечтал вслух о том, что когда-нибудь у Western Union будет 100 000 пунктов обслуживания по всему миру, а мой коллега, сидящий напротив меня в маленьком офисе, сказал: «Сто тысяч! Господи, как много шампанского мы выпьем, когда достигнем этого!» Потом сеть выросла до 200 000, а когда она достигла 300 000, мы уже воспринимали это как норму, дальше не должно быть никаких ограничений. Второй этап связан с инновациями в сегменте финансовых услуг, в том числе с комбинированием традиционных сервисов и новых технологий. Например, мы наладили выпуск дешевых брендированных телефонов, совмещающих в себе функции web-кошелька. Основные потребители этого продукта – предприниматели из Африки: они не знают алфавита, не могут написать sms, но они могут использовать этот инструмент для быстрого отправления платежа своему контрагенту – и таким образом могут оплатить, например, 5 кг кукурузы.

– Насколько всем этим планам по поддержке малого бизнеса помешает замедление мирового экономического роста? Если вы сделаете ставку на это направление, в случае рецессии ваша компания может пострадать сильнее других. Вы вообще опасаетесь второго дна, о котором все говорят сейчас?

– Я не вижу пока сигналов серьезного ухудшения. В любом случае мы способны поддерживать наш бизнес без значительного влияния. Люди доверяют нам. Во времена нестабильности потребитель предпочитает отдавать деньги только тому, кто точно доставит их, а не потеряет где-то по пути.

– Инвесторы так не считают – ваши акции на NYSE были одним из лидеров падения. Как вы реагируете на то, что стоимость вашей компании, успешно работающей уже на протяжении 160 лет, падает так сильно в течение такого короткого периода времени?

– Эти изменения не имеют ничего общего с фундаментальными показателями компании. Мы не можем изменить нестабильную ситуацию на рынке, но мы можем каждый день добиваться результатов в своей работе. Неизвестно, когда спадет волатильность на рынках и как она отразится на компании, но пока я вижу только финансовый, а не экономический кризис, как было в 2008 г., тогда люди вообще не понимали, что происходит.